А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роль монологов Чацкого в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» - сочинение



1. Восприятие образа Чацкого некоторыми из русских писателей.
2. Значение монологов главного героя «Горя от ума».
3. Яркость и своеобразие речей Чацкого.

Комедия «Горе от ума» является самым известным произведением А. С. Грибоедова. Идеи, заложенные в нее автором, зачастую вызывали противоречивое отношение читателей. Вот как характеризуют образ главного героя комедии некоторые из великих русских писателей:

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен» (И. А. Гончаров).

«Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен... Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными...» (А. С. Пушкин).

«Молодой Чацкий похож на Стародума... В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного...» (А. Вяземский).

«...В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты» (В. Ф. Одоевский).

В «Горе от ума» мы видим, как сталкиваются понятия «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий провозглашает воззрения «века нынешнего», поэтому вполне естественно, что в комедии мы находим пространные монологи героя.

Из этих монологов мы узнаем отношение Чацкого к основным проблемам современного ему общества: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки...»), образованию («...Чтоб грамоте никто не знал и не учился»), службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея...»), чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели...»), иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица...»), крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных...»).


 
Разумеется, что большинство высказываний Чацкого выражает мнение самого автора пьесы, следовательно, Чацкий выступает в роли резонера. Свои монологи Чацкий произносит тогда, когда в сюжете пьесы намечается очередной поворот событий, дальнейшее развитие конфликта. Первый монолог героя — это своеобразное вступление, в котором только намечается противоречие между идеалами минувшего и нынешнего поколений («Ну что ваш батюшка?..»). Чацкий метко характеризует нравы светской Москвы. Второй монолог («И точно, начал свет глупеть...») — это завязка конфликта. В нем противопоставляются «век нынешний» и «век минувший». Третий монолог Чацкий («А судьи кто?») знаменует развитие конфликта. В нем наиболее подробно и многосторонне излагаются взгляды Чацкого. Четвертый монолог является значимым для развития любовной интриги. В нем отражается отношение Чацкого к любви. Монолог пятый («В той комнате незначащая встреча...») связан с кульминацией и развязкой конфликта. Никто не слушает Чацкого, все танцуют или с увлечением играют в карты. И, наконец, шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом...») знаменует окончательную развязку сюжета. В комедии «Гope от ума» мысли и чувства главного героя раскрываются не через поступки, а именно через эти монологи. В них проявляется его характер: пылкость, увлеченность, некоторая комичность поведения (несоответствие между тем, что и кому он говорит). Монологи Чацкого порой становятся близки к публицистическому стилю. «Говорит, как пишет», — отзывается о нем Фамусов. Чацкий использует в своей речи риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения, что характерно для публицистики. Его речь изобилует архаизмами («ум, алчущий позна- нья»), словами и выражениями, относящимися к высокому стилю. Высказываниям Чацкого присуща афористичность («Свежо предание, а верится с трудом...»). В его речи проскальзывают и выражения, свойственные простому народу («давеча», «впрямь», «пуще», «чай»). Тон героя всегда показывает его душевное состояние. По мере развития сюжета пьесы речь Чацкого все больше и больше переполняется язвительной иронией и горьким сарказмом.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роль монологов Чацкого в комедии А С Грибоедова «Горе от ума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Роль монологов Чацкого в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Роль монологов Чацкого в комедии А С Грибоедова «Горе от ума», Горе от ума