А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сопоставление женских образов в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (Софья и Лиза) - сочинение

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» охватила длинный отрезок жизни России: «век нынешний и век минувший». Более того, Грибоедов показал в поэме нравы московских обитателей, их жизнь. Среди прочих персонажей пьесы наиболее интересными представляются для нас Софья и Лиза.

Софья... Конечно, именно она и история ее любви в первую очередь привлекают внимание читателя. Мы сочувствуем ей, мы готовы разделить с ней «мильон терзаний», выпавших ей на долю, после того как она случайно слышит признания своего возлюбленного Лизе.

А Лиза? Следя за развитием событий, мы порой забываем о бедной служанке. Но ведь не случайно Грибоедов в списке действующих лиц поставил ее рядом с Софьей, а не включил в число «говорящих слуг». У Лизы свой особый внутренний мир, свой взгляд на происходящее, она знает и видит то, что неведомо Софье. Поэтому ее роль в комедии чрезвычайно важна.
Мы встречаемся с Лизой в начале первого действия. Она поверенная любви Софьи к Молчалину и свято хранит тайну своей барышни. Лиза — воплощение здравого смысла. Она трезво смотрит на вещи, понимает опасность, которой подвергаются влюбленные, ведь беседа их «зашла... за ночь», уже рассвело и вот-вот может появиться Фамусов.

«Ах, амур проклятый! Не слышат. Не хотят понять...» — в сердцах восклицает служанка и, чтобы избежать скандала, переводит часы.

Но влюбленная Софья не думает о грозящей опасности. Ведь «счастливые часов не наблюдают». Ее «страх не берет», и в дальнейшем мы увидим, что это действительно бесстрашная девушка. Полюбив человека без чинов и без состояния, она готова бороться за свою любовь. Софья пытается намекнуть Фамусову, что для нее неважно, богат ли ее избранник или «в бедности рожден», что она ценит в человеке прежде всего его душевные качества. Позже она заявляет: «Хочу — люблю, хочу — скажу». И действительно, на настойчивые расспросы Чацкого она прямо говорит ему о Молчалине: Чудеснейшего свойства Он, наконец, уступчив, скромен, тих,- В душе ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит, — Вот я за что его люблю.

А когда Софья узнает ужасную правду о том, что Молчалин не любит ее, а лишь «любовника... принимает вид в угоду дочери такого человека,... который кормит и поит, а иногда и чином подарит», она в отчаянье прогоняет Молчалина из дома и обещает, что если он не выполнит ее требования, то она расскажет все батюшке «с досады». И мы уверены, что Софья выполнит свою угрозу.

Нам жаль Софью, и в то же время мы восхищаемся силой ее характера. Конечно, Чацкий неправ, предполагая, что она «помирится» с Молчалиным. Нет, Софья горда. Девушке нужен человек, который любил бы ее, а не, по словам Чацкого, «муж-мальчик, муж-слуга». Нельзя обвинять Софью за то, что она влюбилась в Молчалина. Влюбленные склонны видеть в своих избранниках идеал, а в их словах слышать другой смысл. Так и Софья приняла лесть за восхищение, а стремление угодить за влюбленность.

Однако нам несколько непонятно поведение Лизы. Ведь именно подслушанный разговор Молчалина и Лизы раскрывает перед Софьей всю низость и подлость ее избранника. Лиза прекрасно знала о том, что Молчалин не любит ее барышню. Ей, как равной, он раскрывает свою душу, перед ней он не лицемерит и не лжет. Почему же Лиза не рассказала все своей барышне, которой сочувствует и с которой у нее столь доверительные отношения?


 
Софья раскрывает перед ней свои чувства, потому что ей не с кем больше поговорить в доме, некому довериться, не от кого ждать помощи. И все же они не подруги. Не будем забывать, что Софья — барышня, дочь знатного и состоятельного московского дворянина, а Лиза всего лишь служанка. Положение ее в доме Фамусовых чрезвычайно сложно. Сам Фамусов норовит обнять хорошенькую горничную, и Лизе стоит больших усилий охладить его пыл и не вызвать его гнева. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», — говорит она. И Молчалин не прочь поволочиться за Лизой. Она прекрасно понимает, что он не любит ее, а ухаживает «от скуки», поскольку Молчалин вообще не может никого любить. Ее не прельщают подарки, которые он ей сулит. У Лизы есть своя тайна: . .. .одна лишь я любви до смерти трушу. — А как не полюбить буфетчика Петрушу! Но, отвергая ухаживания Молчалина, она не рассказывает ничего Софье, так как чувствует: Софья, ослепленная любовью, не поверит ей. Нет, несмотря на доверительные отношения, они не подруги, и Софья при случае может одернуть служанку: «Послушай, вольности ты лишней не бери». И все же Лиза всеми силами пытается убедить барышню, что «в пюбви не будет этой прока». Лиза полностью на стороне Чацкого. Она замечает, что он «чувствителен, и весел, и остер». Она верит, что он искренне любил Софью: Слезами обливался, Я помню, бедный он, как с вами расставался. Лиза всеми силами старается помочь Софье, но она не забывает и о себе. Действительно, кто позаботится о бедной девушке, кроме нее самой? Она хитрит, изворачивается, дает дельные советы, чтобы сохранить тайну Софьи. Ведь если Фамусов все узнает, то его гнев обрушится и на нее. Когда же наступает развязка, мы предполагаем, что Фамусов исполнит свое намерение в отношении дочери и отошлет ее «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». А может быть, постарается поскорее выдать ее замуж за человека «с звездами и чинами». Лиза, по-видимому, последует за своей барышней и будет разлучена со своим возлюбленным — буфетчиком Петрушей. Таким образом, «мильон терзаний» получает и бедная служанка. Сопоставляя характеры и судьбы двух героинь, мы видим, что обе умны, решительны, способны искренне любить. Однако Лизе, девушке из народа, свойствен трезвый, практический взгляд на вещи в отличие от мечтательницы Софьи, воспитанной на французских романах. Судьба обеих печальна. Но Софья расплачивается за свою ошибку, а Лиза становится жертвой обстоятельств. И, расставаясь с героями комедии, мы сочувствуем подневольной девушке так же, как и несчастной барышне.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сопоставление женских образов в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (Софья и Лиза). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Сопоставление женских образов в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (Софья и Лиза)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Сопоставление женских образов в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (Софья и Лиза), Горе от ума