А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Софья и Лиза в комедии А Грибоедова «Горе от ума» два характера и две судьбы - сочинение

Расчетливый прагматизм Софьи, которому проти­вопоставлена искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разные судьбы, в которых как бы две эпохи: старая патриархальная и новая, где не надо торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу, Наталью Дмитриевну, подготавливает, «дрессирует» будущего мужа - Молчалина. Это ры­нок, где молодая женщина - товар, и она хочет совер­шить выгодную торговую сделку. Лиза иная, поэтому иначе сложится ее судьба.

Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дво­рянского общества своей эпохи — с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враж­дой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».

Завязка общественного конфликта происходит во втором действии. Разговор Фамусова и Чацкого о Со­фье переходит в некий поединок «отцов» и «детей», спорящих о России. Причем Грибоедов постоянно указывает на противоречия Чацкого — господина слов и Чацкого — господина дел. Так, во втором дей­ствии он говорит о жестоком отношении к крестьянам и слугам, тогда как в первом сам не заметил Лизы, как не замечают шкаф или стул, да и именьем-то своим управляет оплошно.

«Все, что он говорит, — очень умно! Но кому он это говорит?» — писал Пушкин. Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит: «Огля­дывается, все в вальсе кружатся с величайшим усер­дием. Старики разбрелись к карточным столам». Он остается один — кульминация общественного кон­фликта. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь ула­дить бой «сердца» и «ума». Составив в своем уме схе­му жизни, он пытается «подогнать» под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт.


 
Чтоб подробней раскрыть тему сочинения, мы по­пытаемся рассмотреть ситуацию в пьесе как любов­ную коллизию. Тут, в нарушение всех канонов клас­сицизма, вместо любовного треугольника мы видим, по меньшей мере, четырехугольник. Чацкий любит Софью, Софья - Молчалина, Молчалин заигрывает с Лизой (вслед за Фамусовым), а Лизанька неравно­душна к Петруше. При такой сложной любовной ли­нии единство действия нарушается, да еще все это пе­ремешивается с общественной интригой. Но в том-то и дело, что общественный конфликт не получил бы развития, ответь Софья на любовь Чацкого. Софья же не принимает его рационализма. Вообще оба эти кон­фликта взаимосвязаны, и если согласиться с Блоком, что «Горе от ума» есть произведение «...символиче­ское, в истинном смысле этого слова», то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь «он умен по-иному... умен не по-русски. По-чужому. По-чуж­дому». Известно, что схему жизни составили себе все ге­рои пьесы: Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья... Именно Софья, которой «сна нет от французских книг», пытается прожить свою жизнь, как роман. Од­нако роман Софьи на русский лад. Как заметил Баже­нов, история ее любви к Молчалину не фривольна, как у ее «французских соотечественниц», она чиста и одухотворенна, но все же это лишь книжная выдум­ка. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть, по­этому в афише она указана как Софья, то есть «муд­рая», но Павловна — дочь Фамусова, а значит, в чем-то похожая на него. Однако в конце комедии она все же прозревает, «ломается» ее мечта, а не она сама. Чацкий тоже показан в эволюции. Но о его внутрен­ней перемене мы можем судить лишь со слов о про­шлом. Так, уезжая, он доверительно разговаривал с Лизой: «Недаром, Лиза, плачу...» — тогда как на про­тяжении всего действия Не говорит ей ни слова. Инте­ресен еще один, почти бессловесный персонаж - ла­кей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусо­ва, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчи­ка Петрушу?» В этой фразе присутствует скрытая ирония автора. Итак, суть произведения раскрывается через обще­ственный (Чацкий и общество), интимный (Чацкий и Софья, Молчалин и Софья, Молчалин и Лиза), лич­ный (Чацкий и Чацкий, Софья и Софья...) конфлик­ты, что Грибоедов мастерски изображает с помощью ремарок, внесценических персонажей, диалогов и мо­нологов. И во втором действии роль Софьи и Лизы не­сомненно велика в раскрытии идей пьесы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Софья и Лиза в комедии А Грибоедова «Горе от ума» два характера и две судьбы. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Софья и Лиза в комедии А Грибоедова «Горе от ума» два характера и две судьбы
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Софья и Лиза в комедии А Грибоедова «Горе от ума» два характера и две судьбы, Горе от ума