А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сцена бала в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» - сочинение

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» четко прослеживаются две общественные линии. Консервативному московскому обществу, типичным представителем которого является Павел Афанасьевич Фамусов, противостоит представитель нового, зарождающегося класса интеллигенции, Александр Андреич Чацкий. Он является единственным в своем роде героем произведения. А вот полное представление о фамусовском обществе читателю дает сцена бала. Основной конфликт произведения — конфликт между «веком нынешним и веком минувшим» — зарождается с приездом Чацкого, бывшего некогда другом семьи, в дом Фамусова. Читателю неизвестно, где жил Чацкий в течение трех лет, но можно предположить, что он путешествовал по Европе, где находились крупнейшие центры просвещения. Будучи человеком прогрессивных взглядов, Чацкий, по всей вероятности, испытал воздействие западноевропейских учений, которые повлияли на формирование мировоззрения героя: человек, не обладающий умом, не является для него полноценной личностью. С первых слов наш герой показывает свое презрение к «веку минувшему». Из разговоров с Софьей Чацкий узнает, что за три года его отсутствия в Москве ничего не изменилось. Именно тогда с твердым решением «исправить общество» он начинает общение с Фамусовым. Диалог между Чацким и Фамусовым по своей сути диалогом не является, а «разбивается» на два монолога. Убеждения обоих героев одинаково сильны, и даже острое слово Чацкого не в состоянии пробить «броню» Фамусова. Собеседники будто говорят на разных языках, они не слышат и не хотят слышать друг друга. Таким образом, ни тот, ни другой не в состоянии убедить собеседника в верности своих суждений. А все это потому, что силы двух миров пока представляются равными. Реальную же мощь фамусовского общества Чацкий ощущает на балу в доме Павла Афанасьевича.

По замыслу автора, на вечере в гостиной Фамусова представлен весь свет московской аристократии. И если в начале произведения читатель получал лишь общие сведения об этих людях (главной ценностью для них являются чины и достаток, а за внешним лоском порой скрываются «малодушие, рассудка нищета»), то в этом эпизоде раскрываются все пороки и страсти фамусовского общества. Вначале Чацкий очень рад встрече с Платоном Михайловичем Горичем, но вскоре радость сменяется разочарованием. «Забыт шум лагерный, товарищи и братья Спокоен и ленив?» — удивляется u1063 Чацкий. «Нет, естьтаки занятья: На флейте я твержу дуэт А-мольный...» — спокойно отвечает Платон Михайлович. Мы понимаем, что у этого человека нет цели в жизни. Он не занимается ни умственным, ни физическим трудом, лишь играет по нескольку раз в день одно и то же произведение. Конечно, Горич скучает по былым временам, но переделать свою жизнь он уже не в силах.

Между тем на бал приходят новые гости. Каждый персонаж особенно интересен, так как отражает определенную черту фамусовского общества. Не успев войти в гостиную, княжны Тугоуховские сразу же начинают обсуждать свои наряды. Заметив Чацкого, княгиня посылает к нему мужа с целью пригласить на вечер нового кавалера и, если удастся, выдать за него одну из своих дочерей. Но когда Тугоуховская узнает от Натальи Дмитриевны, что молодой человек не обладает ни чином, ни богатством, она тут же — громко, без стеснения — отзывает старого князя назад. Таким образом, для семьи Тугоуховских люди имеют значение только в том случае, если общение с ними может принести материальную выгоду. Вслед за Тугоуховскими в зале появляются бабушка и внучка Хрюмины. Из присутствующих они являются носителями самого высокого придворного звания. Не заметив в гостиной ни одного графа, внучка недовольно восклицает:
Ах! grand’maman. Ну, кто так рано приезжает!
Мы первые!





 
Этим она показывает свое мнимое превосходство над всеми остальными. Загорецкий, по словам Платона Михайловича, — «отъявленный мошенник, плут». Горичу вторит Хлестова: «Лгунишка он, мошенник, вор!» Однако такие люди, как Загорецкий, всегда будут востребованы в «приличном» обществе, так как он «мастер услужить». Например, Хлестова испытывает к Загорецкому личную неприязнь, но за то, что он ей подарил служанку-арапку, будет его принимать. Не случайно появление в комедии такого персонажа, как Репетилов. Пушкин сказал о Репетилове: «В нем два, три, десять характеров...» Этот герой готов «дружить» с каждым. Сначала он восхищается Чацким, которому рассказывает о своем участии в каком-то тайном обществе: «Секретнейший союз!» После ухода Чацкого он «душит в объятиях» Скалозуба и рассказывает ему о своей неудачной попытке получить чин через зятя, барона фон Клоца. После внезапного исчезновения Скалозуба Репетилов с той же готовностью продолжает разговор с Загорецким. Репетилов — пустой, поверхностный человек, который не смог стать ни достойным членом фамусовского общества, ни человеком, похожим на Чацкого, поскольку он не наделен умом, ни житейским, ни общественным. Его можно рассматривать как пародию и на Чацкого, и на московского барина. Пообщавшись со всеми гостями и сказав им немалое количество неприятных слов, Чацкий все же понимает, что его передовые идеи здесь никому не нужны. «Нет, недоволен я Москвой», — говорит он Софье, которая, чтобы как-то объяснить и оправдать некрасивое поведение молодого человека, объявляет его сумасшедшим. (Впрочем, возможна иная трактовка поступка главной героини: она просто мстит Чацкому за его пренебрежительное отношение к Молчалину.) Каждый готов поверить в сумасшествие Чацкого, поскольку для светских людей невозможно по-другому относиться к человеку, для которого ничего не значат чины и богатства, которому лучше в прогрессивной Европе, чем в консервативной Москве. И последние слова Чацкого, обращенные к гостям, те просто не слышат и расходятся. Таким образом, сцена бала в комедии «Горе от ума» позволяет читателю понять, что из себя представляют фамусовское общество в целом и каждый его представитель в отдельности. Кроме того, в этой сцене показана несостоятельность и слабость таких людей, как Чацкий, которые пока еще не в силах «исправить» общество, где так сильны традиции отцов.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сцена бала в комедии А С Грибоедова «Горе от ума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Сцена бала в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Сцена бала в комедии А С Грибоедова «Горе от ума», Горе от ума