А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сюжет и композиция комедии Грибоедова «Горе от ума» - сочинение

	

Широко известно обстоятельное письмо А. Грибоедова П. Катенвну, в котором великий драматург подробно объясняет свой замысел: «Ты находишь главную погрешность в плане. Мне кажется, что он прост и ясен по цели в исполнению: девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку, и человек этот, разумеется, в противоречии с обществом, но никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повыше прочих... Кто-то пустил о нем слух, что он сумасшедший. Никто не поверил, и все повторяют...» Итак, сам Грибоедов обо значил главные. с его точки зрения, сюжетные моменты в «Горе от ума»: непонимание обществом умного человека, его поражение в любви и выдумку о его сумасшествия. По мысли автора, все эти ключевые моменты неразрывно связаны в сюжете, однако историческая судьба грибоедовской комедии и споры вокруг нее, не прекращающийся и в наше время, по сути дела, касаются вопроса о том, что же все-таки является главным сюжетообразующим элементом в этом удивительном произведении.

А. Пушкин писал: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным, потому не сужу ни приличий, ни завязки комедии Грибоедова. Цель ее — характеры и резкая картина нравов». Стало быть. Пушкин видел в «Горе от ума» прежде всего комедию общественную, политическую, сюжет которой строится на противостоянии Чацкого и враждебного ему общества. Пушкинское понимание сюжета «Горя от ума» подтверждается и дальнейшими его словами из того же письма А. Бестужеву: «Недоверие Чацкого в любви Софьи к Молчалину натурально, и как прелестно. Вот на чем должна была держаться вся комедия, но Грибоедов, видно, не захотел, — его воля». Другими словами, Пушкин считает любовную интригу в комедии значительно менее существенной, чем общественную.

Это мнение не должно казаться странным: именно так или почти так восприняли комедию многие современники, и ни кто не удивлялся, что «Горе от ума» расходится в списках и не может быть ни опубликовано, ни поставлено на сцене. Конечно, столь непростая судьба комедии была прямо и непосредственно связана с резкой сатирой общественных нравов, критикой рабства и непросвещенности, утверждением нравственных идеалов, близких идеологии декабризма. Современники Грибоедова заучивали наизусть знаменитые монологи Чацкого, повторяли крылатые фразы, сразу ставшие пословицами, видели в авторе комедии великого единомышленника, нравственного и политического союзника. Конечно же, в контексте времени смысл «Горя от ума», содержание и сам сюжет пря мо связывались с понятием политической сатиры, и для многих эта сторона комедии становилась главной, а порой и единственной. Но в этом случае естественно возникает вопрос: где же завязка общественного конфликта, где его кульминация? По сути дела, равно напряженными по мысли и страсти оказываются все монологи Чацкого, и уже один из первых монологов «А судьи кто?» мог быть расценен как кульминационный, если бы за ним не разворачивалось многоактное и многоплановое действие. Не отрицая огромной общественной силы комедии Грибоедова, нельзя не заметить, что ее обличительная, сатирическая интонация гармонично вплетается в естественное сюжетное движение, где определяющей становится все-таки любовная интрига. При таком понимании сюжета не вызывает удивления трактовка Белинского, который считал, что классическая экспозиция комедии (по Белинскому, интродукция) завершается в момент появления главного героя: «К вам Александр Андреич Чацкий». Читатель к этому моменту уже познакомился с Фамусовым, Софьей, Молчалиным, Лизой, да и о Чацком получил некоторое представление, и вот все главные герои сведены вместе, чтобы вступить в те отношения, которые определят сюжетное движение комедии. При такой трактовке сюжета естественной кульминацией оказывается последняя сцена, во время которой прозревают и Чацкий, и Фамусов, и Софья и вслед за которой следует развязка: «Бегу, не оглядываясь искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок (Чацкий) и «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» (Фамусов).

В том-тон состоял Грибоедова, что, положив в основу сюжета любовную интригу, он сумел создать не сентиментальную драму, в центре которой отвергнутый и страдающий герой, а истинно общественную комедию, где этот отвергнутый и непонятый возлюбленный становится главным обвинителем и обличителем косных и отживших общественных правил.




 
Но в таком прочтении сюжета опять-таки остается одна загадка. Грибоедов писал Катенину: «пустил об нем слух, что он сумасшедший». В статье «Сюжет «Горя от ума» Ю. Тынянов резко подчеркивает неслучайность того обстоятельства, что этот «кто-то» Софья. Она не названа по имени, а представлена как безличный представитель общества, «кто-то». Из при водимых далее Грибоедовым четырех реплик с осуждением Чацкого только одна принадлежит Фамусову, а три — Софье. Замечательный знаток и исследователь творчества Грибоедова, Ю. Тынянов утверждает, что самым сильным местом в сюжете комедии является «рост и развитие выдумки о сумасшествии Чацкого». Дойдя в анализе текста до знаменитой реплики: «Он просто якобинец, ваш Чацкий!» — Тынянов констатирует: «Выдумка превращается в донос». Конечно, такое толкование сюжета чрезвычайно интересно и помогает понять, насколько непростым является знаменитое грибоедовское произведение, ставшее хрестоматийным и представляющееся порой совсем несложным. Думается, что при анализе сюжета «Горя от ума» важно учитывать все те элементы, которые не отделены, не оторваны друг от друга, а существуют в неразрывной связи и вместе образуют замечательный сюжетный рисунок «Горя от ума». В композиции комедии важно отметить не только те очевидные моменты, которые являются классическими: деление пьесы на действия и явления, гибкость и интонационное многообразие поэтического текста, множество внесценических персонажей, расширяющих пространственно-временные границы комедии, но и своеобразную расстановку действующих лиц, позволяющую говорить об интересе Грибоедова к романтическому искусству. В «Горе от ума» нет противоборствующих групп персонажей, а есть Чацкий и противостоящее ему общество. Это общество представлено очень колоритными и очень разными фигурами: Фамусов и Молчалин, Хлестова и Скалозуб, Тугоуховские и Горичи, Репетилов. Но все они антиподы главного героя. Как известно, романтический герой всегда одинок, и Чацкий как нельзя более соответствует этой модели героя. Можно подумать, что именно о нем вспоминал И. Тургенев, когда писал свою рецензию на перевод «Фауста»: «Он не предается ничему — он всё заставляет себе предаваться; он живет сердцем, но одиноким сердцем, даже в любви, о которой он так много мечтает. Он романтик — романтизм есть не что иное, как апофеоза личности» Это определяющее композицию одиночество героя особо подчеркнул и сам Грибоедов: «Его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повыше прочих». Поста вив в центр комедии одинокого, непонятого молодого человека, вложив в его уста не только пылкие признания в любви, но и резкие обличения в адрес общества, Грибоедов добился той гармонии, того единства, которое, по словам Белинского, «в мире искусства является высшим достоинством художественного произведения».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сюжет и композиция комедии Грибоедова «Горе от ума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Сюжет и композиция комедии Грибоедова «Горе от ума»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Сюжет и композиция комедии Грибоедова «Горе от ума», Горе от ума