А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Фамусовская Москва в изображении А С Грибоедова - сочинение



Начну свое сочинение с обращения к историческим фактам. В марте 1818 г. А.С. Грибоедов был назначен секретарем персидской дипломатической миссии в Тегеране. Следуя к месту службы, он, после долгого отсутствия, заехал в Москву и свои впечатления от встречи с древней столицей впоследствии передал в пьесе «Горе от ума»: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. По-моему, грибоедовская Москва — это особый художественный мир. Когда читатели стали знакомиться с пьесой, то многие упрекали драматурга в том, что такой Москвы не существует и что он нарисовал карикатуру на столичное общество. И надо признаться, в их словах была доля истины: ведь перед нами не реальная Москва и ее жители, а Москва грибоедовская, та, какой он ее себе представлял. Александр Андреевич Чацкий, по своим суждениям о жизни полный антипод московского общества, стал тем персонажем, который выступил его судьей. В диалогах и монологах Чацкого дана оценка фамусовского общества, совпадающая с авторской. Кроме того, в своей пьесе А.С. Грибоедов показывает широкий круг персонажей, дающих представление о типичных московских жителях, знакомство с которыми начинается с нашего попадания в дом Фамусова. Мораль именно этого героя послужила причиной того, что Москву стали называть фамусовской.

В I и II действиях появляются также Сергей Сергеевич Скалозуб и Алексей Степанович Молчалин; все три героя олицетворяют собой административный аппарат: государственных деятелей, военных и чиновников. В III действии на бал в дом Фамусова приезжают и другие типичные представители фамусовской u1052 Москвы: вор и доносчик Загорецкий, молодой «муж-мальчик» Горич и старый «муж-слуга» князь Тугоуховский, «флагман» общественного мнения старуха Хлестова, озлобленная старая дева графиня-внучка и ее глухая скудоумная графиня-бабушка, озабоченная проблемой замужества своих шести дочерей княгиня Тугоуховская и сами шесть княжон, которым автор не дает даже имен, а представляет их под номерами, «неуч и дурак» Репетилов, светские злоязычные сплетники господа Н. и Д. Разговаривая с Чацким, герои поневоле высказываются по всем наболевшим вопросам того времени, обсуждавшимся в московском обществе в I четверти XIX в., и мы узнаем, что все они злостные крепостники и противники отмены рабства в России.

В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» Чацкий, споря с Фамусовым, рисует обличительную картину нравов фамусовского общества. Словно оживший персонаж монолога Чацкого выступает в пьесе старуха Хлестова, которая «от скуки» привозит в гости «с собой арапку-девку да собачку» и просит накормить их «подачками от ужина». Рассказывая о рабыне, Хлестова говорит о ней как о диковинном зверьке, и выясняется, что необычный подарок ей «припас» услужливый Антон Антонович Загорецкий. Рабство видится жителям фамусовской Москвы как не подвергающаяся сомнениям обыденная реальность. Гораздо больше их заботят размышления о службе, причем служба воспринимается ими не как исполнение своего гражданского долга, а как возможность «и награжденья брать, и весело пожить». Особенно часто размышляют о карьере Фамусов, Скалозуб и Молчалин. Это, видимо, связано с тем, что перед нами те представители фамусовской Москвы, которые служат и для которых продвижение по службе является целью в жизни.

Уже во II действии, беседуя с Чацким, Фамусов сразу дает ему понять, что на роль зятя тот ему не подходит, и произносит целую отповедь: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка послужи. До чего надо дослужиться, Фамусов сообщает, вспоминая Кузьму Петровича. Чтобы показать, как надо служить, Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который вызывает большое уважение героя. Конечно, женихом своей дочери Фамусов мечтает видеть Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы». Несмотря на то что Скалозуб принадлежит совсем к другому поколению, его взгляды мало чем отличаются от взглядов Павла Афанасьевича. Он одержим одной мыслью: «Мне только бы досталось в генералы». Продвижения по службе Скалозуб достигает за счет своих товарищей, вовремя занимая их место: То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Им словно вторит Алексей Степанович Мочалин, которого жизнь не так баловала. Фамусов заявляет, что он «один не свой», так как при нем «служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки ». Беседуя с Чацким, Мочалин говорит о своих качествах — «умеренность и аккуратность», помогающих ему делать карьеру. Мы не наблюдаем героя на службе, но благодаря характеристикам других персонажей пьесы узнаем, что за три года тверской безродный мещанин получил «три награжденья», дворянский титул и стал правой рукой московского аристократа. Мнение Софьи о нем столь уничтожающе с точки зрения порядочного человека, что Чацкий решает, что она презирает Молчалина:
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит...


 
Понаблюдав, как Молчалин ведет себя в обществе, Чацкий выносит ему приговор: Там моську вовремя погладит! Там впору карточку вотрет! Вот каковы жизненные приоритеты главных представителей фамусовской Москвы. Карьерный рост — вот главная забота «грибоедовских москвичей». Но не менее их тревожат вопросы, связанные с просвещением общества, так как больше всего на свете они опасаются перемен. Уже в первом действии Фамусов, сердясь на дочь, высказывается против женского образования: Берем же побродяг, и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. В III же действии хозяин дома и все его гости устраивают целый диспут, посвященный вопросам образования. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина...» — такой приговор выносит сошедшему, по их мнению, с ума Чацкому Фамусов. Ему вторят Хлестова, княгиня Тугоуховская и Скалозуб, видящие громадное зло в распространившихся гимназиях, лицеях, школах и считающие средоточием зла Петербургский Педагогический институт. Итог общему мнению подводят Фамусов и Скалозуб. Скалозуб предлагает «фельдфебеля в Вольтеры» и обещает, что тот «в три шеренги вас построит, а пикнете, так мигом успокоит», а Фамусов грозится: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». Меня поражает полное невежество жителей фамусовской Москвы, которое сочетается с пренебрежением ко всему русскому и с преклонением перед всем иностранным, начиная модой и заканчивая образованием, которое дают русским детям учителя, «числом поболее, ценою подешевле ». В фамусовской Москве не встретишь «ни звука русского, ни русского лица», а мужчины начали играть какую-то странную роль. Обществом правят сплетни, мысль о том, что «скажет княгиня Марья Алексевна!», парализует даже волю высшего сановника Фамусова. Карьера делается только по протекции, чины раздает некая Татьяна Юрьевна, у которой «чиновные и должностные — все ей друзья и все родные». И если Горич «от скуки» готов «свистеть одно и то же», лишь бы не вступать в споры со своей женой: «Тебе в угодность, как ни грустно, пускаюсь по команде в пляс», — то князь Тугоуховский, привыкнув исполнять приказы своей жены, к старости окончательно теряет человеческое достоинство и состоит при своей семье «в должности» слуги. Особое значение в пьесе имеют внесценические персонажи — Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна, князь Григорий, Кузьма Петрович, Максим Петрович и другие. Они помогают читателю понять, что дом Фамусова — это не исключение, а типичнейший дом Москвы того времени. Но замысел А.С. Грибоедова был намного глубже, чем просто заклеймить пороки московского общества: он хотел показать Москву смешной, хотел, чтобы зрители смеялись сами над собой. Для этого он использовал комические темы и систему прототипов. Грибоедовские персонажи — это собирательные образы, в которых отразились некоторые черты современников автора, но в то же время читатели I четверти XIX в. узнавали многих своих знакомых, изображенных в пьесе. Это усиливало ощущение, что они видят историю своей жизни. Создавая пьесу «Горе от ума», А.С. Грибоедов задался целью нарисовать Москву такой, какой он ее видел, а также изобразить московское общество со всеми его пороками, слабостями и нелепостями. В своем очерке «Мильон терзаний» И.А. Гончаров написал: «Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Неповторима, уникальна, смешна и порочна фамусовская Москва. Талант драматурга превзошел все ожидания читателей! Я восхищаюсь точностью, целостностью созданного образа Москвы тех лет. Это лучшее произведение о Москве нашей классической литературы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Фамусовская Москва в изображении А С Грибоедова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Фамусовская Москва в изображении А С Грибоедова
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Фамусовская Москва в изображении А С Грибоедова, Горе от ума