👍Сочинение – «Фамусов и Молчалин в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 2)» Горе от ума 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Фамусов и Молчалин в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 2) - сочинение


Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии, дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия: Фамусов означает «известный», «пользующийся славой». Наделив своего персонажа такой прозрачной фамилией, писатель хочет подчеркнуть, что тот принадлежит к знатному дворянскому роду. Его «домашние друзья» — князья Тугоуховские, и преуспевающий «не нынче завтра генерал» Скалозуб. Он любит рассуждать на темы морали и воспитания, однако в основе его рассуждений — двуличие. Фамусов хвалится, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Вдовец, он любит единственную дочь, заботится о ней, считает, что для ее воспитания сделал все. Фамусов подыскивает для Софьи подходящего жениха, считая одним из удачных претендентов богатого Скалозуба. Обаяния Фамусова автор и не отрицает. Не зря тот гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством, жизнью на широкую ногу.

На стороне старого в лице Фамусова — знатность, богатство, сила традиций. Фамусов показан как средоточие всех московских связей. Он воплощает собой внешний патриархальный патриотизм. Дом его очень гостеприимен. Язык Фамусова — язык старомосковской Руси. Фамусов — человек строгих правил, ведет внешне «правильную» жизнь, хотя о его прегрешениях мы уже говорили. Более того, по его собственному мнению, он может быть образцом для всего молодого поколения. Не случ айно говорит он Софье:
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин...

Конечно, с такими взглядами и при таком образе жизни Фамусов остается сторонником крепостных порядков. Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством, ругает их, не стесняясь в выражениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь, разумеется, с их возрастом. Стоило Лизе заслужить его неудовольствие, как Фамусов сразу же начинает угрожать отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птицами ходить».

Он поклонник старины во всем. Лучшие времена, по его мнению, давно прошли, и жаль, что их забывают. Он восхищается нравами при дворе Екатерины II. Служба для него — испытанное средство для получения наград, чинов и денег. Дела по службе он передоверил Молчалину — секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («... и, будь не я, коптел бы ты в Твери...»). Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.




 
На службе u Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем «служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а потому как «деловой»: Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну, как не порадеть родному человечку! Самое важное для Фамусова-чиновника — это умение правильно обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом в этом отношении является его дядя Максим Петрович — типичный придворный подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «не на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то вечно цугом», когда же надо было выслужиться, «и он сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал». Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером — «С ключом и сыну ключ умел доставить; Богат и на богатой был женат». Таким людям Фамусов стремится подражать, более того, он хочет стать одним из них, превратиться в пример для подражания молодежи его времени. Именно их способ получения чинов и денег он считает самым верным. Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о сумасшествии Чацкого он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает «ученье», то есть образование, просвещение, науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. И заканчивает свою мысль категорическим требованием: Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец!» Однако сам следует этой моде: Мать умерла: умел я принанять В мадам Розье вторую мать. Учителей, которых нанимали для обучения детей «числом поболее, ценою подешевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы, на старших глядя», — поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца». Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему — он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называет «карбонари», «опасным человеком». Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против тех порядков и того образа жизни, которые являются для Фамусова основой всего его благополучия. Типичные для двадцатых годов XIX века нравы и взгляды детализированы в образе Фамусова, который во многом является антиподом Чацкого. Но кто поддержит линию Фамусова в будущем? Прежде всего — Алексей Степанович Молчалин. Этот секретарь Фамусова пользуется его доверием в служебных делах. Не будучи дворянином по происхождению, он стремится сделать карьеру иным способом. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. «Вот он на цыпочках и не богат словами», — говорит Чацкий. Молчалин на вид скромный молодой человек. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой, уступчивостью, кротостью. Она не понимает, что все это маска, которая служит Молчалину для достижения жизненной программы. Цель жизни Молчалина — блестящая карьера, чины, богатство. Конечно, ничего плохого в этом нет. Однако своей цели он готов добиваться любыми путями. Никаких моральных ограничений для него, очевидно, не существует. Высшее счастье он видит в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество. Если упоминаемый Фамусовым Максим Петрович — тип подхалима предшествующей эпохи, то Молчалин — угодник нового времени, действующий более тонко и не менее успешно. Он «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», — с презрением говорит о нем Чацкий. Молчалин не навязывает своих правил, но для себя он их четко сформулировал: Во-первых, угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Молчалин трепещет перед Фамусовым, говорит учтиво, прибавляя «с»: «с бумагами-с». Он заискивает перед влиятельной Хлестовой. Заботливо составляет ей партию для игры в карты, восторгаясь ее собакой: Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка, Я гладил все его — как шелковая шерстка. Он добивается цели: Хлестова называет его «мой дружок» и «мой родной». С Софьей Молчалин держится почтительно, прикидываясь влюбленным, ухаживает за ней не потому, что она ему нравится, а потому, что она дочь его начальника и ее расположение может пригодиться в его дальнейшей карьере. Он лицемерит с Софьей и с циничной откровенностью признается Лизе, что любит Софью «по должности». Более того, Молчалин говорит, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь». И он объявляет почему: Ведь надобно зависеть от других, В чинах мы небольших. Низкопоклонство и угодничество — вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящий ему известный успех. С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил, — говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта: «умеренность и аккуратность». Готовый на подлости ради богатства и чинов, он и к другим подходит с той же меркой. Надеясь легко добиться расположения Лизы, он обещает подарить ей «туалет прехитрой работы». В решительный момент, когда Софья прерывает его свидание с Лизой, Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появляется Чацкий, окончательно струсивший Молчалин спасается бегством. Влюбленность Софьи в Молчалина вызывает негодование Чацкого. «Молчалины блаженствуют на свете!»— восклицает Чацкий с гневом. И именно такой пустой, ничтожный человек был виновником «мильона терзаний» умного, благородного Чацкого, виновником трагедии Софьи. На стороне Фамусова — многие военные (Скалозуб) и разночинцы (Молчалин). И все же не он одержал победу. Нравственная победа осталась на стороне Чацкого, показавшего истинную цену фамусовского общества.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Фамусов и Молчалин в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Фамусов и Молчалин в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 2)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Фамусов и Молчалин в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 2), Горе от ума