А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Фамусов и Молчалин в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» - сочинение



Грибоедов в комедии «Горе от ума», написанной им в 1824 году, отразил наиболее важные сдвиги, произошедшие в сознании русского дворянства начала XIX века. Формируются два противоположных лагеря – «века нынешнего» и «века минувшего». Люди нового века недовольны положением широчайших масс крепостного крестьянства, бюрократизмом, галломанией, низкими нравственными устоями русского феодального дворянского общества. Представители века старого – реакционеры, враги прогресса, образования и вольномыслия. Во время написания комедии в России установилась реакционная диктатура Аракчеева – царского военного министра. Типичными представителями реакционного лагеря, верными служителями аракчеевщины являются в комедии Фамусов и Молчалин. И если первый – это оплот и сосредоточие мыслей и чувств патриархального дворянства первой четверти XIX века, то второй персонаж – ее порождение, безгласный и безмолвный, но отнюдь не автоматический, а вполне сознательный исполнитель.

На первый взгляд, между этими людьми очень мало общих черт. Фамусов – богатый московский барин, в доме которого происходит действие комедии, является управляющим в казенном месте, богатым, знатным, родовитым дворянином, знакомым с половиной Москвы, а со второй состоящим в родственных отношениях. Его положение в обществе высоко и прочно. Молчалин же – всего лишь его секретарь, живущий в доме, начинающий делать карьеру молодой человек, которому покровительствует хозяин и начальник. Сам Фамусов говорит об этом так: «Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял к секретари, В Москву переведен через мое содейство И, будь не я, коптел бы ты в Твери».

Но все это верно лишь отчасти. Молчалин, находящийся в начале своего жизненного пути, ровесник главного героя Чацкого, на самом деле исповедует мысли и чувства, присущие фамусовскому обществу, он верно служит своему хозяину и придерживается тех взглядов и правил поведения, которые приняты Фамусовым и его окружением. На данном этапе исторического развития российского государства старый служака-канцелярист, имеющий только безукоризненный почерк, уже был не нужен. Нужны деловые опытные люди. Этот новый тип чиновников, воспитанных аракчеевским режимом, впитал и воплотил те требования к исполнителю, которые Николай I впоследствии сформулировал так: «Повиноваться, а не рассуждать, и мнения свои держать при себе».

Цель и смысл жизни Молчалина – чины, богатство, «и награжденья брать, и весело пожить»– это идеалы, по которым живет и его начальник и покровитель Фамусов. Не случайно Павел Афанасьевич в разговоре с Чацким говорит, что надо смотреть, «как делали отцы», учиться «сгибаться вперегиб», при случае «подслужиться». Чацкий отказывается и смеется, а Молчалин делает выводы и ведет себя соответственно этому завету Фамусова. Он прекрасно понимает, что нужно для достижения «степеней известных», поэтому в Москве он уверенно продвигается по службе. Всего за три года он уже успел стать нужным для Фамусова человеком, войти в его дом. Молчалин уже не «стучит затылком об пол», чтобы завоевать расположение сильных мира сего, так как времена изменились и «нынче смех страшит и держит стыд в узде». Этот герой действует тоньше и умнее. Свои принципы он сам излагает так: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»

Таким путем, льстя и заискивая, он уже добился значительного улучшения своего служебного и общественного положения. Старуха Хлестова ласково называет безродного Молчалина «родным», «дружком». Чацкий дает Молчалину убийственно точную характеристику: «Вот он на цыпочках и не богат словами». Молчалин действительно необычайно тих и вкрадчив. К каждому из друзей и родных Фамусова у него свой особенный подход. С Фамусовым он почтителен («с бумагами-с»), учтив и услужлив с Хлестовой («Ваш шпиц, прелестный шпиц…»), скромен и нежен с Софьей («Враг дерзости, всегда Застенчиво, несмело…»), зато с Лизой он откровенен и циничен. Он говорит Лизе, что любит ее хозяйку «по должности». Мы видим, что он свято выполняет заветы своего отца и заветы Фамусова, которые упали на благодатную почву.

 
Молчалин чувствует свою причастность к фамусовскому обществу и свою необходимость Фамусову, поэтому с Чацким позволяет себе разговаривать почти как Фамусов, поучительным и сочувственным тоном, как с неудачником. Удивляется, как это можно так недальновидно не считаться с мнением начальства, советует ему съездить на поклон к влиятельной московской барыне. В разговоре с Чацким наиболее полно раскрывается еще один жизненный принцип Молчалина: отказ от собственного мнения, полное безличие. Суждения Молчалина зависят не от его собственных взглядов и убеждений, а от того, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он считает, что в его «лета не должно сметь Свои суждения иметь», так как он еще в слишком небольших чинах, чтобы иметь собственное мнение. Поэтому мы не услышим в комедии его мнения по тем вопросам, по которым откровенно высказывается Фамусов (об образовании, воспитании, нравственных принципах, отношении к службе). Это безличие, низкопоклонство и лесть уже принесли Молчалину плоды. Он с гордостью говорит Чацкому: «С тех пор, как числюсь по архивам, Три награжденья получил». Он не рассказывает, за какие труды получил награждения, и по архивам он только числится, а на самом деле он личный секретарь Фамусова. Из его слов можно понять, что Молчалин, подобно всему фамусовскому обществу, служит «лицам», а не «делу». Когда Чацкий спрашивает Молчалина о его талантах, Молчалин заявляет, что у него их два – умеренность и аккуратность. Он действительно «услужлив, скромен, тих», все дела, порученные ему, аккуратно выполняет. Он «дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных». Чацкий считает Молчалина глупым человеком. Это мнение можно объяснить скорей досадой на то, что такого ничтожного человека могла полюбить Софья. Но это неверно, Молчалин по-своему умен, но ум у него, как у гоголевского Чичикова, «оказался с другой стороны, с практической». Он чутко улавливает изменения, которые затронули даже консервативный мир, в котором он живет, довольно находчив и изобретателен в средствах достижения поставленной цели. Именно эти качества ценит в нем его начальник Фамусов, он говорит, что Молчалин «деловой». Наиболее отвратительными чертами характера Молчалина являются подлость и трусость. Он думает, что любовь Лизы можно купить за деньги. Со служанкой Софьи он не лицемерит и заявляет ей: «Пойдем делить любовь печальной нашей крали…». Когда он понимает, что Софья слышала его разговор с Лизой, он униженно ползает перед ней на коленях, вымаливая прощение. Делает он это вовсе не потому, что чувствует свою вину перед Софьей, а потому что испугался за свою карьеру. О том, что Мочалин не единственный, сделавший таким путем карьеру, говорит в пьесе Репетилов, вспоминая про подчиненных своего тестя: «Секретари его, все хамы, все продажны, Людишки, пишущая тварь, Все вышли в знать, все нынче важны». Таким образом, Фамусов и Молчалин не так уж отличаются друг от друга по характеру и жизненным принципам, как это могло показаться на первый взгляд. Оба они верные служители и защитники правящего строя, представители реакционной части русского дворянского общества, которые спустя год после окончания комедии выступят против декабристов на стороне Николая Первого во время восстания 14 декабря, а пока осуждают Чацкого за его передовые взгляды.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Фамусов и Молчалин в комедии А С Грибоедова «Горе от ума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Фамусов и Молчалин в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Фамусов и Молчалин в комедии А С Грибоедова «Горе от ума», Горе от ума