А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Чацкий и фамусовское общество (3) - сочинение

Основной конфликт комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - столкновение "века нынешнего" в лице Александра Андреевича Чацкого с "веком минувшим", представленным в комедии фамусовским обществом. Но разве "век минувший " - это век, ушедший навсегда, освободивший при этом место новому времени, с совершенно иными жизненными ценностями? На мой взгляд, Чацкий необъективен в своем суждении о "наступившем" и "прошедшем" временах, считая, что "нынче свет уж не таков", как прежде. Эта необъективность в убеждениях героя обусловлена его молодостью и некоторой наивностью. Чацкому, который только что вернулся из долгого путешествия, трудно понять атмосферу в доме Фамусова и правильно оценить нравы "прошедшего житья". Герою кажется, что мир изменился, но на самом деле все осталось по-прежнему. Слова "век минувший" обозна чают в комедии определенный жизненный уклад, миро воззрение, в рамках которого главными ценностями являются чины и богатство.
Уже с первых страниц пьесы для нас становится очевиден тот факт, что в доме Фамусова все лгут друг другу. Лиза лжет барину, помогая тем самым Софье и Молчалину. Софья обманывает отца для того, чтобы тот не узнал о любви дочери к секретарю, ведь Фамусов не сможет принять в семью бедного человека ("Кто беден - тот тебе не пара!"). Ложь Софьи можно оправдать, она вызвана глубоким чувством к возлюбленному, а вот ложь Молчалина - это предательство. Он обманывает и своего благодетеля, и "возлюбленную" исключительно ради собственной выгоды. Забыв о том, что он только что заигрывал с Лизой, Фамусов с важностью говорит о себе: "Монашеским известен поведеньем! " Грибоедов намеренно столь подробно показывает читателю обстановку в доме Фамусова: она отражает нравственную атмосферу целого общества. Фамусова, в доме которого происходит действие пьесы, можно назвать самым серьезным оппонентом Чацкого. Конфликт между этими героями носит социально-политический характер. В параллели Чацкий - Фамусов практически невозможно найти точек соприкосновения. Фамусов - типичный московский барин, лишенный нравственных целей. Чины и богатство - главная жизненная цель его, оправдывающая любые средства: "Желал бы зятя он с звездами, да с чинами". Идеалы Фамусова - Кузьма Петрович, приверженец семейственности, человек "с ключом" (золотой ключ был показателем статуса камергера), который "и сыну ключ умел доставить", и Максим Петрович, дядя Фамусова, известный своим угодничеством и низкопоклонством. Фамусов живет по составленному на неделю распорядку, который носит бытовой, житейский характер: крестины, "форели", погребенье... Отношение к делам у этого барина поверхностное, он не вникает в суть службы: "Подписано, так с плеч долой". А в книгах Павел Афанасьевич не видит пользы: "И в чтеньи прок-от не велик..."-что характеризует его как невежу, непросвещенного человека. И такое отношение к книгам присуще всему московскому дворянскому обществу с консервативными взглядами на мир.
Чацкий же - пылкий молодой человек декабристского мироощущения - не приемлет такой образ жизни, такие идеалы: "И точно, начал свет глупеть..." Фамусовское общество чуждо ему, поэтому Чацкий обличает его "подлейшие черты". Итак, кто же в комедии представляет общество? Это московский "туз" - полковник Скалозуб, самодовольный карьерист, "известный человек, солидный". Его мечта-"только бы досталось в генералы". Скалозуб продвигается по службе за счет уволенных и умерших товарищей: "То старших выклю чат иных, другие, смотришь, перебиты". В разговоре со Скалозубом Фамусов заискивает перед ним, ведь именно такой зять для Фамусова приемлем, так как Скалозуб "и золотой мешок, и метит в генералы". Следующий персонаж, жизненное кредо которого - "и награжденья брать, и весело пожить", а средство для достижения этого - "угождать всем людям без изъятья", - Молчалин, мелкий дворянин, являющийся секретарем в доме Фамусова. У Молчалина хорошая репутация в обществе, он умеет казаться тем, кого в нем хотят видеть. Зависеть от других - основной принцип Молчалина. Этот персонаж пользуется возможностями, связями "сильных мира сего", их положением в обществе. Своей угодливостью Молчалин располагает к себе. Его идеалы - Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, которых он считает цельными личностями и ставит в пример Чацкому. Чацкий же так высказывается о Фоме Фомиче: "Пустейший человек, из самых бестолковых!"
Софья любит Молчалина за то, что для спокойного семейного счастья тот подходит гораздо больше, чем заносчивый, смелый в своих суждениях Чацкий. А Чацкий не может понять чувства к тому, "кто на всех глупцов похож!". Молчалин же считает Чацкого глупеньким, нелепым мальчишкой, жалеет его. Думается, что главный критерий оценки Чацким окружающих людей - ум. Это определяет как положительные, так и отрицательные стороны героя. А.С. Пушкин отказывал Чацкому в уме, имея в виду ум житейский, светский. Чацкий предстает в комедии как носитель подлинного, высокого ума.


 
Огромное значение в комедии имеет сцена бала: именно в ней перед читателем возникает целая галерея разнообразных "портретов", именно на балу конфликт между обществом и Чацким оказывается доведен до предельной остроты. Первыми в доме Фамусова появляются Горичи. Платон Михайлови ч - яркий образ мужа-мальчика, мужа-слуги, семейная жизнь которого однообразна и скучна. Следующие гости - князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми. Главная забота родителей - выдать замуж дочерей. Для княгини не важны душевные качества возможного зятя, важен его имущественный статус. Узнав о том, что Чацкий небогат, княгиня, пославшая Тугоуховского знакомиться с Чацким, кричит мужу что есть мочи: "Князь, князь, назад!" - совершенно не стесняясь при этом присутствия Чацкого. Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины проявляют сословную спесь по отношению к другим людям, присутствующим на балу ("Мы первые!"), в то же время радуясь встрече с Загорецким, "отъявленным мошенником", полезным каждому. Важную роль в пьесе играет Репетилов - своеобразный "двойник" Чацкого, искаженная его тень. Читателю кажется странным то, что Репетилов одинаково любезен и с Чацким, и со Скалозубом. Репетилов так же много говорит, как и Чацкий, но у них разные на то мотивы. Репетилов в некотором роде пародирует Чацкого. Этот герой комедии-неудавшийся карьерист, прожигатель жизни, член "тайного общества ". Монолог Репетилова содержит характеристику якобы прогрессивной части московского дворянства, но этот "сок умной молодежи" не что иное, как дань моде на людей с передовыми взглядами. Именно на балу распускают слух о сумасшествии Чацкого. Чацкий - трагический герой, попавший в комедийную ситуацию. Он может казаться смешным фамусовской Москве, но не читателю. Неудачи Чацкого - признак его неотступного стремления сохранить верность своим идеалам. Герой нетерпим к глупости, пошлости и угодничеству, распространенным в обществе, с которым его сталкивает судьба. Но Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам. "Союзники", единомышленники главного героя в комедии - двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и "в деревне книги стал читать", а также профессор педагоги ческого института, племянник княгини Тугоуховской Федор - химик и ботаник, не желающий "знать чинов". Передовые люди того времени видели, что общество нуждается в переменах, у них появились новые жизненные ценности - образование, которого так боялись представители консервативного фамусовского общества, и свобода личности. Оскорбленный клеветой, Чацкий покидает Москву, на которую он возлагал большие надежды. Герою хотелось обновления русской жизни. Но этого не произошло. В городе- и во всей стране - сохранилась верность идеалам "века минувшего ". Благородному Чацкому не место в фамусовском обществе, но он не остается побежденным в комедии, так же как и не является в ней победителем. "Чацкий сломлен коли чеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей", - писал И.А. Гончаров через несколько десятилетий в статье "Мильон терзаний", посвященной пьесе "Горе от ума". В противопоставлении Чацкого фамусовскому обществу выразилась глубокая уверенность Грибоедова в том, что "век нынешний" одержит в России победу над "веком минувшим ". Трагичность судьбы Чацкого указывает на то, что противостояние двух мировоззрений будет долгим и болезненным.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Чацкий и фамусовское общество (3). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Чацкий и фамусовское общество (3)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Чацкий и фамусовское общество (3), Горе от ума