👍Сочинение – «Чацкий против фамусовской Москвы (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)» Горе от ума 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Чацкий против фамусовской Москвы (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума») - сочинение



Александр Андреевич Чацкий — молодой образован­ный дворянин, только что вернувшийся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя принадлежит к «извест­ной фамилии». Детство его прошло в доме Фамусова, друга его покойного отца. 

Здесь он вырос и подружился с Софьей. Мы не знаем, где и какое образование полу­чил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный, литератор («славно пишет, переводит»). Об уме его, ост- сроумии и красноречии говорят и Фамусов, и Софья. Он служил некоторое время в Петербурге, где был даже «с ми­нистрами знаком», но порвал со службой («Служить бы рад, прислуживаться тошно»). Чацкий путешествовал недаром. Длительное знакомство с различными страна­ми не только расширило его кругозор, но и обострило восприимчивость к явлениям общественной жизни. Это тотчас сказалось по его возвращении в Москву.

Жизнь московского дворянского общества, знакомая ему еще по впечатлениям детства и юности, поражает Чацкого своим застоем, пошлостью и пустотой. В ней те же старые предрассудки, что и десятки лет назад. Чацкий говорит об этих недостатках сначала добродуш- но-насмешливо, но чем дальше, тем больше тон его иро­нии сменяется гневно-обличительным пафосом крити­ка и сатирика. Выслушав самодовольные рассуждения Фамусова о старине и совет жить и учиться, «на стар­ших глядя», Чацкий резко обрушивается на угодниче­ство, низкопоклонство и раболепство, распространенные в московском обществе. Его поражает контраст между пережитками старины и веяниями нового времени, меж­ду «веком нынешним и веком минувшим».

В противовес рабскому идеалу фамусовского обще­ство он выдвигает свои идеалы — независимой и про­свещенной личности, идеал жизни, свободной от раб­ства во всех его видах. Речи Чацкого-обнаруживают, какая глубокая пропасть лежит между его мировоззре­нием и взглядами общества.
Представители фамусовского общества, служа из-за личных выгод, раболепно прислушиваются к мнению вельмож. Чацкий требует службы «делу, а не лицам».

Фамусовское общество ценит в образовании только внешний лоск. Стремясь набрать «учителей полки, чис­лом поболее, ценою подешевле», оно не оценивает внут­ренней сущности образования. Чацкий стоит за истин­ное просвещение, он говорит о передовых людях, об энтузиастах просвещения, подлинных и бескорыстных ревнителях науки и искусства.

Крепостное право было для московского общества нормальным явлением, оно вполне соответствовало ин­тересам дворянства. Чацкий тоже дворянин и сам име­ет около трехсот крепостных. Но имением он' управляет «оплошно», то есть не применяет, очевидно, обычных суровых форм эксплуатации крестьян. Его возмущает дворянское «разливание в пирах и мотовстве», источ­ником которого является «грабительство». Особенно страстно он нападает на безобразное проявление крепо­стного права: обмен крепостных на собак, распродажу крестьян. В его монологе «А судьи кто?» звучит не толь­ко негодование гуманного человека, но и протест про­тив крепостного права вообще.


 
Взгляды Чацкого — взгляды патриота. Он любит «умный, бодрый наш народ» и болеет душой за недо­статки родной страны. Его угнетает «пустое, рабское, слепое подражанье» дворянского общества иностранцам. Чацкий мечтает о том времени, когда он избавится, на­конец, «от жалкой тошноты по старине чужой», чтобы наш народ «хотя по языку не считал нас за немцев». Это борьба за национальное достоинство России. В речах Чацкого дворянская Москва почувствовала своего идейного врага, носителя совершенно иного ми­ровоззрения. Вот почему общество Фамусова дружно и сплоченно восстает против Чацкого. В чем только не обвиняют его! Чацкий и «опасный человек», и «карбо­нарий», и «фармазон», и «вольтерьянец». Он и «влас­тей не признает», и «вольность хочет проповедать»... Это конфликт двух мировоззрений. Чацкий — чужой человек в консервативной Москве. Он оказался борцом- одиночкой и потерпел поражение. В этом была его об­щественная драма как представителя нового века. А.С. Грибоедов так разъяснил положение своего героя: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здра­вомыслящего человека. И этот человек, разумеется, в противоречи с обществом, его окружающим, его ник­то не понимает, никто простить не хочет, зачем он не­множко повыше других». Но Чацкий не «немного по­выше других», он на голову выше окружающего обще­ства. это и обострило его социальную проблему. Одновременно разыгралась и личная драма Чацкого. Софья не оценила его искреннего, восторженного чув­ства и оттолкнула его. Личное горе переплетается у него с драмой гражданина. Раскрывается сложная гамма переживаний: восторг от свидания с Софьей, надежда на ответное чувство, остроумная критика московских нравов, огорчение, раздражение, разочарование, рев­ность, возмущение, гнев... Это мучительное состояние человека, которого не понимают ни любимая девушка, ни общество — они лишают его душевного равновесия, и герой испытывает «мильон терзаний». Измученный борьбой с фамусовским обществом и личным горем, Чацкий восклицает: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Как рассматривать эту заключительную фразу: жест оскорбленного самолюбия? сдача позиций? угроза? Мож­но с уверенностью сказать, что герой будет искать уго­лок оскорбленному чувству не в парке своего имения. Такие люди, как Чацкий, — люди действия. Кроме того, он одинок только в гостиной у Фамусова. В жизни у него есть единомышленники: и князь Федор, и двою­родный брат Скалозуба, и все те, кто упражняется «в рас­колах и безверьи». А.И. Герцен писал о Чацком: «У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить дис­сонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться». Чацкий, по мнению Гончарова, «шел пря­мой дорогой на каторжную работу». Это означает, что герой выражал настроение и взгляды декабристов. Чацкие неибежны при всякой борьбе нового со ста­рым, передового с консервативным как борцы с рути­ной и носители новых идей. И.А. Гоначаров писал об этом в статье «Мильон терза­ний»: «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. В честных, горячих речах этих поздней­ших Чацких будут вечно слышаться грибоедовскйе мо­тивы и слова, — и если не слова, то смысл и тон раздра­жительных монологов Чацкого. От этой музыки здоро­вые герои в борьбе со старым не уйдут никогда. Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Чацкий против фамусовской Москвы (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Чацкий против фамусовской Москвы (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Чацкий против фамусовской Москвы (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»), Горе от ума