👍Сочинение – «Чацкий — «идеальный шут фразер» (В Белинский) или «единственное истинно героическое лицо нашей литературы» (Ап Григорьев)» Горе от ума 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Чацкий — «идеальный шут фразер» (В Белинский) или «единственное истинно героическое лицо нашей литературы» (Ап Григорьев) - сочинение



И все-таки смешон умный человек, если он лишен критического взгляда на себя, если в других видит только отрицательное. И.А. Гончаров В комедии «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий, пожалуй, самый противоречивый и неоднозначный герой. В основе сюжета произведения — конфликт поколений, конфликт патриархального строя и новаторских идей. Чацкий — представитель зарождающегося слоя передовых дворян, начинающих осознавать ничтожество существующей действительности. Среди окружающих людей он — чуть ли не единственный человек, обладающий подлинным умом. Непохожесть героя на остальных вызывает большой резонанс в обществе и дает поводы для различного толкования характера Чацкого.

Он, подобно вихрю, врывается в дом Фамусова. Сперва в поведении героя не наблюдается ничего бунтарского: он приехал повидать Софью после трехлетней разлуки. И тут же первая проблема: Чацкий ошибался в том, что воспоминания о детстве, проведенном вместе, смогут возродить в девушке приятные чувства. Софья уже не та, что была раньше, она не хочет слушать ядовитые замечания в адрес дядюшки и «бульварных лиц», чего Чацкий не может и не хочет понять. Внутренняя жизнь сердца многое в Чацком определяет, и, таким образом, конфликту в личной жизни отведено в комедии принципиальное место. Затем происходит столкновение героя с Фамусовым, его идеями и мировоззрением. В знаменитом монологе о Максиме Петровиче отражены стремления чиновников и придворных того времени: согнешься «вперегиб» — и получишь возможность выводить в чины и раздавать пенсии. Чацкому же претит подобный способ существования. Здесь разворачивается коммуникативный конфликт: Чацкий настраивает Фамусова u1087 против себя. Будучи человеком прямолинейным, герой в полной мере высказывается по поводу услышанной истории, причем речь его пестрит выражениями, полными насмешки над происходящим: «Как не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея!»


 
Еще один герой, с которым не смириться Чацкому, — это Молчалин. Чацкий не может принять жизненной стратегии этого человека. Так же как и в истории с Максимом Петровичем, наш герой отрицает всякое пресмыкательство перед высшими чинами. Молчалин хладнокровен и спокоен, а Чацкий нетерпелив и вспыльчив, тем самым он проигрывает Молчалину как представителю молодежи в глазах патриархального общества. В глазах Фамусова и его гостей Чацкий подобен «белой вороне». Если он отличен от этого социума, значит, он никогда не будет в него принят. Он будет осмеян или, что хуже, оклеветан. И Софья не жалеет Чацкого, противопоставившего себя привычному ей обществу и к тому же оскорбившего ее ненаглядного Молчалина. Она выставляет Чацкого на всеобщее посмешище, распуская сплетню о сумасшествии: «Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себя примерить?» А герой продолжает рассуждать о французике, о «чужевластье мод»... Ремарка в конце третьего действия указывает на то, что Чацкий больше ничего не значит для общества, он смешон для них: все кружатся в вальсе «с чрезвычайным усердием», оставляя героя наедине с собственными рассуждениями. Но можно ли рассматривать этого героя исключительно как «идеального шута»? Совсем нет. Чацкий противоречив и неоднозначен. Несмотря на свое острословие, порой жестокое, он является единственным честным и справедливым человеком во всей пьесе. По возвращении в дом Фамусова Чацкий замечает, что, собственно, никаких перемен и не произошло, разве что Софья все больше подпадает под влияние «века минувшего». Любовь к ней, попытки вытащить ее из этого загнивающего «болота», ненависть к глупым нравам московского общества побуждают Чацкого восстать против них. И, к сожалению, его душевный порыв остается неразделенным u1080 и непонятым. Нравы прошлого поколения Чацкий полностью отрицает не потому, что не уважает старость, а потому, что эта старость и есть самый главный носитель духовных болезней в обществе. «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» — вопрошает герой. Изначально Чацкий пытается «достучаться» до людей, но, понимая, что попытки его тщетны, оставляет этот замысел. Стена между ними настолько прочна, что одному Чацкому не под силу ее уничтожить. В нем кипит дух инакомыслия и стремления к переменам. Недаром многие видят в Чацком прообраз декабристов. Да, они не совершили реформ, но сумели вселить в людей энтузиазм и веру в свободу. Героев Чацких тогда было не так много, но впоследствии они сказали свое слово. А пока Александр Андреевич вынужден уехать прочь от этого обветшалого общества, увозя с собой обиды и волнения. Героизм Чацкого, я думаю, как раз и заключается в смелости и решительности. Но драма его — в гордыне. «Необходимо искать компромисс между двумя противоположными началами человека», — сказал И. Гончаров. И, только найдя такой компромисс, Чацкий займет достойное место в том времени и в том обществе, в котором живет.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Чацкий — «идеальный шут фразер» (В Белинский) или «единственное истинно героическое лицо нашей литературы» (Ап Григорьев). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Чацкий — «идеальный шут фразер» (В Белинский) или «единственное истинно героическое лицо нашей литературы» (Ап Григорьев)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Чацкий — «идеальный шут фразер» (В Белинский) или «единственное истинно героическое лицо нашей литературы» (Ап Григорьев), Горе от ума