А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Алексей Максимович Пешков - сочинение




Алексей Максимович Пешков, который избрал себе литературный псевдоним Максим Горький, является одной из наиболее противоречивых фигур в русской литературе 1-й пол. XX ст. Талантливый писатель, достойный продолжатель лучших традиций русской литературы XIX ст., мыслитель-моралист, который всегда и везде вставал на защиту Человека, оказался жертвой собственных романтических иллюзий, певцом и винтиком страшной машины идеологического террора, которая, в конце концов, уничтожила и его самого. Горький родился 28 марта (по новому стилю) 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Пешкова. После смерти отца воспитывался в семье своего деда, который имел собственную красильню. Начальное образование Алексея составили два класса училища, которое он не смог окончить из-за недостатка средств. С того времени будущий писатель, по его собственному признанию, вынужден был «пойти в люди», зарабатывая на прожиток нелегким трудом.

Сначала он прислуживал в магазине, со временем нанялся к чертежнику, мыл посуду на пароходе, работал в иконописной мастерской. Летом 1884 г. Горький попробовал вступить в Казанский университет, но вместо обучения «университетом» для него стала жизнь, тяжелая борьба за существование. Начались годы сложных скитаний, во время которых Горький сменил десятки профессий, пережил несколько тяжелых духовных кризисов, открыл для себя мир литературы, сблизился с революционно-народническим движением. Уже тогда его раздумья о смысле жизни не были лишены внутренних разногласий, которые даже подтолкнули его в 1887 г. к попытке самоубийства. В записке, которая, к счастью, не стала посмертной, он написал: «В моей смерти прошу считать виновным немецкого поэта Гайне, который придумал зубную боль в сердце...» После револьверного выстрела Горький остался жить, но ранение спровоцировало чахотку, которой он будет страдать всю жизнь. В 1888—1889 и 1891—1898 гг. Горький странствует по Русской империи (Поволжье, Ясная Поляна, Москва, Дон, Украина, южная Бессарабия, Крым, Кавказ). К этим странствиям, по словам самого писателя, его побуждало «желание видеть — где я живу, что за люди вокруг меня». В 1889 году Горький был впервые арестован полицией, а после освобождения находился под надзором. На этот же период приходится и начало его творческой деятельности. Первая литературная публикация Горького состоялась в газете «Волжский вестник» 26 января 1885 года. Это был мелодраматический стих о смерти девушки, которую против воли выдали замуж, и она наложила на себя руки.

В 1889 г. состоялась встреча Горького с известным русским писателем В. Короленко, которому он показал свою поэму «Песнь старого дуба». Несмотря на отрицательные отзывы на эти первые попытки, Горький продолжал писать и уже в 90-е годы XIX ст. стал одним из наиболее значительных русских писателей. В 1892 году вышел из печати рассказ Горького «Макар Чудра». Им и принято датировать начало первого (раннего) периода творчества писателя, который условно длился до 1899 г. Небольшие рассказы, которые вошли в 2-томный сборник «Очерки и рассказы» (1898), принесли ему неистовую популярность не только в России, а и в Европе (с 1896 по 1904 гг. критическая литература о Горьком насчитывала свыше 1860 названий, а по свидетельствам современников писателя, его успех превзошел популярность Л. Толстого и Ф. Достоевского). Раннее творчество вместе с тем является и наиболее завершенной частью творческого наследия Горького. Она, как считают, в наиболее сконцентрированной форме отобразила литературные модернистские веяния эпохи и духовные и философские поиски самого писателя.

Философскую основу взглядов Горького этого периода составляет поиск нового гуманистического мировоззрения, которое, по мнению писателя, должно вывести человека из состояния глубокого духовного кризиса, который охватил общество на рубеже столетий, проявив себя в возражении традиционной морали. Выход Горький видел в формировании активной позиции самого человека, в опоре на народные моральные начала, которые корректируют погрешности цивилизации. В философской позиции Горького этого времени много общего с Ф. Ницше. Оба они ставили человека выше Бога, у обоих прослеживаются элементы бунтарства, нигилизма. Впрочем, в отличие от Ницше, Горький шел не от Человека, а к нему, старался морально оправдать нигилистическое бунтарство своих героев, отыскать в нем ростки естественного гуманизма. Внутренний трагизм духовных поисков писателя состоял в том, что, ища пути преодоления крайнего субъективного индивидуализма Ницше, он пришел к теории коллективного, «общинного» индивидуализма.


 
Основная тема раннего творчества Горького — это поиск Человека («В наши дни, — писал он, — очень много людей, но нет Человека»), моральных основ, которые будут определять достойный наследования идеал человеческой личности. В своих ранних рассказах писатель соединил элементы реализма (социальная критика действительности, стремление к типизации) с приемами романтической поэтики: экзотические образы (босяки, цыгане, контрабандисты, мифологические и аллегорические фигуры) и пейзажи, необыкновенные и даже экстремальные ситуации, которые предоставляют произведениям фабульную остроту; четкая символика, родственная с мифологическими образами и сюжетами, ориентация на фольклорные жанры (легенда, сказка, песня). В плоскости проблематики художественное новаторство Горького выразительнее проявилось в разработке нового типа героя — с активной, жизнеутверждающей позицией, с «солнцем в крови», сильном, гордом и красивом, способном «укрепить волю человека к жизни, возбудить в нем бунт против действительности...». Эта своеобразная «борьба за человека», за его моральное самоутверждение составляет основной конфликт. Она присутствует практически во всех ранних произведениях писателя. Творческий путь Горького принято рассматривать с рассказа «Макар Чудра» (1892). Оно открывает в прозе писателя цикл произведений, художественную основу которых представляет поэтика неоромантизма, а содержание направлено на раскрытие черт и моральных основ, которые определяют характер «настоящей» человека. Кроме «Макара Чудры», в этот цикл входят рассказы и стихи в прозе, в частности «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике «и др. В композиционном плане «Макар Чудра» — рассказ в рассказе. Вмонтированную в рассказ былину о романтической любви рассказывает старый цыган Макар Чудра. Героями его рассказа являются красавица Рада, дочурка солдата Данила, который пристал к цыганскому лагерю, и молодой цыган Лойко Зобар. И Рада, и Лойко превыше всего ценят чувство собственной независимости, они гордые и свободные, с «солнцем в крови». Они любят друг друга, но когда Рада ставит Лойко условие уступить его понятиям о мужском достоинстве и чести, признать превосходство ее воли, Лойко предпочитает лучше принять смерть. Он убивает Раду и сам гибнет от руки ее отца. Таким же гордым и независимым возникает в произведении и рассказчик Макар Чудра, который решительно восстает против любых посягательств на свободу человека.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Алексей Максимович Пешков. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горький > Алексей Максимович Пешков
Максим Горький

Максим  Горький


Сочинение на тему Алексей Максимович Пешков, Горький