А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
М Горький «Правда бог свободного человека» - сочинение


В начале своего творческого пути М. Горький пи­сал преимущественно романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными людьми, по­рожденными вымыслом писателя.

Большинство же своих произведений Горький создал в 1900-е годы, когда в России разразился жестокий эконо­мический кризис. Массы разорившихся крестьян броди­ли по стране в поисках заработка. Фабрики и заводы за­крывались, и тысячи рабочих оставались без средств к существованию. В результате кризиса появилось огромное количество босяков, опустившихся «на дно» жизни. Пье­са «На дне», написанная Горьким в 1902 году, изобра­жала жизнь именно таких людей.

В пьесе «На дне» Горький показал во всем многообра­зии ликов тип людей «дна», сломленных жизнью. Эта пьеса явилась наиболее сильным произведением о «быв­ших людях»: такой суровой, беспощадной правды о жиз­ни социальных низов, их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала. Пьеса «На дне» — это произведение, которое лишено действия: в нем нет завязки основного конфликта и развязки. По сути, это диалог различных людей, собравшихся в ночлежке, каж­дый из которых вместе с историей своей жизни принес и свою философию, свою идею. Через их рассказы Горький показал ужасающие картины русской действительности, «свинцовые мерзости жизни». В сыром подвале, «похожем на пещеру», в страшной грязи и вони ютятся люди, выб­рошенные из жизни. Здесь собрались воры, нищие, кале­ки, одинаково измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина На­стя, вор Васька. У них ничего не осталось в жизни, кро­ме этого грязного подвала.

Первое, что бросается в глаза,— грубость в разговорах героев. Так происходит, быть может, потому, что люди не хотят и не могут принять своего падения и своей грубос­тью защищаются от внешних изменений («Дура ты, Настька...»). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить спокойно. Они постоянно унижают друг друга. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене — «заныла».

Какую же философию несут в себе герои пьесы «На дне»? Главное слово в пьесе — «правда». Это слово лейт­мотивом проходит через всю пьесу! Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны, правда их будничной повседневной жиз­ни, правда «дна», и с другой — правда, о которой они мечтают, это правда вымышленная. И с самого нача­ла мы уже видим конфликт этих двух правд. Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репли­кам мы понимаем весь трагизм их существования. Чахо­точная Анна говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась... мучилась... Всю жизнь в от­репьях ходила». У этих несчастных обитателей дна отнято все: честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семья, всякая надежда — все стерто, втоп­тано в грязь. Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит: «Издыхать надо... Вот она правда!» Конфликт правд — это конфликт реального настоящего и призрачного будущего, "о реальное настоящее противопоставляется также и про­шлому. В пьесе нет описания пути героев, который приведут их в ночлежку, но из их диалогов представляем, ка­кими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.

Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека — та, в которую он верит. Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от стращной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким обра- зом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны, если их соединить, то полученное можно обозначить как веру, мечту и реальность.


 
Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную: «Где -правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — прав­да! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне - правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она прав­да!.. Говорите тут — правда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!» Есть такое высказывание Горького: «Правда — бог свободного человека». Но если говорить о героях пьесы «На дне», то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободные. А для Горького герой-босяк, цыган — герой свободный. Но персонажи пьесы «На дне» не хотят сво­боды. Им не нужна эта правда свободного человека. И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребены ценные по своим задаткам, достойные сострадания люди, продолжают действовать волчьи зако­ны мира денег, капитала. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: «Кожу сдеру, а вылезу». Хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел. Искренно верит в чистую любовь Настя. Все мечтают и как-то пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми. Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, кото­рый, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания, умиротворить: спивше­муся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплат­ной лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти — ведь смерть несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это в то время! Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пас­сивно-сострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека, для него все люди ничтож­ны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и уте­шении. «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-мое­му, ни одна блоха не плоха»,— говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому он ко всем и подходит с утешительной ложью. Против вредоносной лжи и философии рабской покор­ности и долготерпения выступает Сатин: «Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ей... Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо ува­жать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» Он убежден в том, что следует не прими­рять человека с действительностью, а заставить саму дей­ствительность служить человеку, поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой буквы! «Человек свободен. Человек — вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное — дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!» Пьеса в свое время имела огромный успех, потому что «принималась как пьеса-буревестник, которая предвеща­ла грядущую бурю и к буре звала».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме М Горький «Правда бог свободного человека». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горький > М Горький «Правда бог свободного человека»
Максим Горький

Максим  Горький


Сочинение на тему М Горький «Правда бог свободного человека», Горький