А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Очерк «В И Ленин» - сочинение



Среди произведений Горького, написанных в советское время, одно из самых важных мест занимает очерк «В. И. Ленин» (1924-1930).
Смерть Ленина потрясла Горького. «…Я глубоко, горячо любил и ценил Ильича и никогда не чувствовал себя так сиротски, таким бессильным, как в год его смерти…» — писал он. Это чувство горячей, глубокой любви к Ленину и выразил Горький в своем очерке.
В письме к М. Ф. Андреевой от 4 февраля 1924 года он сообщает: «Получил твое – очень хорошее — письмо о Ленине. Я написал воспоминания о нем, говорят — не плохо…  Писал и — обливался слезами. Так я не горевал даже о Толстом. И сейчас вот – пишу, а рука дрожит. Всех потрясла эта преждевременная смерть, всех… И отовсюду пишут письма, полные горя глубочайшего, искреннего».
Очерк был создан в 1924 году под непосредственным впечатлением от смерти В. И. Ленина и значительно расширен и доработан в 1930 году.
Цель писателя — всесторонне охарактеризовать Ленина как великого политического деятеля и человека, дать образ, полный жизненной силы и художественной правды. Примечательно, что первоначально в рукописи очерк назывался «Человек»,
Существенная черта очерка заключается в том, что он основан главным образом на личных воспоминаниях писателя. Это придает произведению особую теплоту и лирическую окраску. Писатель повествует о величайшем человеке эпохи, о людях, окружающих его, о его друзьях и врагах. Вместе с тем Горький рассказывает и о себе самом — о своих переживаниях после революции 1905 года и в первые годы Советской власти, о своих сомнениях, о том, как он постигал правду революции и какую огромную и благотворную роль сыграл в его жизни Ленин.
С точки зрения композиционной очерк распадается на две части. В первой рассказывается о заграничных встречах Горького с Лениным — в Лондоне, Париже, на Капри — в дореволюционное время. Во второй Горький повествует о своих встречах и разговорах с Лениным уже в советское время, когда Ленин возглавил первую в мире социалистическую державу.
Открывается очерк эпизодами, рисующими Ленина на V Лондонском съезде партии в 1907 году.
Впервые Горький встретился с Лениным в ноябре 1905 года. Но он приехал тогда к Ленину больной, с высокой температурой и до такой степени смутно помнил происходившее, что даже не решился рассказать об этой встрече в своих воспоминаниях. Именно поэтому начало их подлинной близости писатель отнес к 1907 году.

Простота, покоряющая сила правды, скромность, твердая и непоколебимая убежденность в правоте своего дела — таким предстает в изображении Горького Ленин на съезде: оратор, вождь партии, великий мастер революционной стратегии.
Дальнейшие эпизоды, наблюдения, факты, авторские размышления развивают линию, намеченную в начальных сценах на съезде. Горький рисует Ленина как гениального мыслителя, предвидящего ход исторического развития (например, рассуждения Ленина о неизбежной полосе войн и социальных потрясений, из которых победителем выйдет пролетариат). Горький показывает несгибаемую партийную принципиальность Ленина в каприйских эпизодах, когда тот категорически отказывается идти на примирение с Богдановым и его группой, так как они ревизуют, фальсифицируют и опошляют марксизм.
В ряде сцен во второй части очерка Горький воспроизводит кипучую, многогранную работу Ленина на посту руководителя Советского государства в суровых условиях граждански войны, интервенции, белогвардейских заговоров. И здесь писатель подчеркивает в Ленине неиссякаемую энергию, мудрость оптимизм.

Силу Ленина Горький видит в том, что он правильно оценил огромные возможности, исключительную талантливость русского народа и сумел направить его энергию на благо Россия, на благо всего трудового человечества.
Черты великого государственного деятеля, политического вождя и личные человеческие качества Ленина изображены Горьким в нераздельном единстве. ‘Новый вождь новых масс трудящихся — эта решающая особенность нашла свое выражение во всем нравственном облике Ленина. Отсюда прекрасная гармоническая целостность его натуры. Отсюда же и глубочайший демократизм Ленина, тесная связь с народными массами, простота и скромность, отсутствие малейшего намека на эффектную позу, отвращение ко всякого рода «театральщине». Горький подчеркивает, что Ленину претило высокомерие и честолюбие, самодовольная уверенность в своей непогрешимости, стремление возвысить себя над массами, над партией. Даже в Плеханове, которого Горький высоко ценил как крупнейшего деятеля революционного движения и выдающегося ученого, писатель различает черты «аристократизма» и самолюбования: «…он относился к людям снисходительно, разумеется, не так, как бог, но несколько похоже».
Иное дело Ленин. Ему решительно чуждо какое бы то ни было самовозвеличивание. Он чутко прислушивается к голосу масс.
«Не могу, — пишет Горький, — представить себе другого человека, который, стоя так высоко над людьми, умел бы сохранить себя от соблазна честолюбия и не утратил бы живого интереса к «простым людям».

 
Горький передает характерный разговор рабочих — делегатов съезда, впервые видевших Ленина: «— Не знаю, может быть, здесь, в Европе, у рабочих есть и другой, такой же умный человек- Бебель или еще кто. А вот чтобы был другой человек, которого я бы сразу полюбил, как этого, — не верится! Другой рабочий добавил, улыбаясь: — Этот — наш! Ему возразили. — И Плеханов — наш. Я услышал меткий ответ: — Плеханов — наш учитель, наш барин, а Ленин — вождь и товарищ наш». Горький запечатлел широту и многогранность духовных интересов Ленина. Мы видим, как увлеченно он играет в шахматы, слушает музыку. Писатель рассказывает, с каким восхищением относился Ленин к художественному творчеству Льва Толстого. И в этой связи Горький подчеркивает в Ленине чувство патриотической гордости. «— Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник… Потом, глядя на меня прищуренными глазами, спросил: — Кого в Европе можно поставить рядом с ним. Сам себе ответил: — Некого». Прекрасно обрисована в очерке товарищеская чуткость Ленина, его забота о людях. Он вникает во все мелочи быта делегатов Лондонского съезда: заботится, чтобы они ни в чем не испытывали нужды, тревожится, не сыро ли в комнате Горького. После Октябрьской революции, занятый огромной государственной деятельностью, Ленин находит время интересоваться и здоровьем, и настроением отдельных работников. Он изображен как подлинный гуманист, как заботливый друг трудящихся. Не только великий мыслитель, ученый-политик, но и «прекрасный товарищ, веселый человек, с живым и неутомимым интересом ко всему в мире, с поразительно мягким отношением к людям» — таким предстает в очерке Ленин. Одна из главных тем бесед Ленина с Горьким в годы гражданской войны (как об этом рассказывается в очерке) — тема гуманизма и революционного насилия. Горький жаловался Ленину на «жестокость революционной тактики и быта», сетовал по поводу тех или иных случаев революционного насилия и не раз ходатайствовал перед Лениным за разного рода «гонимых» людей. Ленин внимательно относился к просьбам Горького. Так, он дал указание об освобождении из-под ареста писателя Ивана Вольнова. На сетования же Горького по поводу революционного насилия Ленин — по словам писателя — реагировал «удивленно и гневно». «Нас блокирует Европа, мы лишены ожидавшейся помощи европейского пролетариата, на нас со всех сторон лезет контрреволюция, а мы что же? Не должны, не вправе бороться, сопротивляться? Ну извините, мы не дурачки», — говорил он. В то же время Ленин разъяснял Горькому, что Советская власть прибегает к насилию вынужденно, в ответ на развязанную враждебными классами кровавую гражданскую войну и интервенцию империалистических государств. Горький признал правоту Ленина. Ленинское понимание гуманизма оказало на него сильнейшее влияние. Позднее Горький, неоднократно возвращаясь к вопросу о гуманизме, горячо убеждал, что «гуманизм пролетариата требует неугасимой ненависти к мещанству, к власти капиталистов, его лакеев, паразитов, фашистов, палачей и предателей рабочего класса — ненависти ко всем, кто живет на страданиях сотен миллионов людей» («О культурах», 1935). Мечты Горького о героическом и прекрасном человеке нашли свое живое и реальное воплощение в Ленине. Не случайно Горький в очерке «В. И. Ленин» обращается к образу горящего факела, освещающего путь человечеству в будущее, образу, который в рассказе «Старуха Изергиль» символизировал красоту революционного подвига: «…нет сил, которые могли бы затемнить факел, поднятый Лениным в душной тьме обезумевшего мира».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Очерк «В И Ленин». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горький > Очерк «В И Ленин»
Максим Горький

Максим  Горький


Сочинение на тему Очерк «В И Ленин», Горький