А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема героя в романах М Горького - сочинение



М. Горький — автор большого прозаического насле­дия: повестей «Фома Гордеев», «Трое», «Исповедь», «Лето», окуровского цикла «Городок Окуров» и «Жизнь Матвея Кожемякина», романов «Мать», «Дело Артамо­новых», сборников рассказов «По Руси», «Сказки об Италии», автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты», литературных порт­ретов, наконец, романа-эпопеи «Жизнь Клима Самги- на». Художественный мир его густонаселен, многолик, противоречив. Кто же он — истинно горьковский герой?

В произведениях писателя есть образы крестьян, их можно встретить среди «бывших людей», в рассказах о босяках и странниках, романе «Мать». Крестьянство, жизнь деревни становятся предметом пристального ис­следования в романе «Лето». Но если собрать воедино все, что написано Горьким о крестьянстве, впечатление будет не менее тяжелым, чем после прочтения «Дерев­ни» И.А. Бунина.

Образ жизни и психология мещанского сословия со страшной беспощадностью обнажены в окуровском цик­ле и автобиографической трилогии. В художественном мире Горького интеллигенция хотя и занимает большое место, но не ей отданы авторские симпатии. Провозгла­шая торжество разума, писатель много взял от интелли­генции, но он же и обличает «дачников», «детей солнца» за бездеятельность. Ближе ему образ рабочего-револю­ционера, ведущая сила эпохи. Горький впервые создал ярко и глубоко психологический облик рабочего и имен­но в сфере революционно-преобразующей деятельности («Мещане», «Враги», «Мать»). Он постоянно обличал капитализм, но никакое сословие не было так проникно­венно представлено в его творчестве, как купечество, тор­гово-промышленные предприниматели в лице Гордеевых, Железновых, Артамоновых. И все же любимый горьков- ский герой— бунтарь, протестант, «озорник», который пришел в мир, чтобы «не соглашаться», независимо от социального происхождения. Чтобы лучше понять писа­теля и его героев, можно обратиться к его автобиографи­ческим произведениям. Вспомним духовные автобиогра­фии JI. Толстого, И. Аксакова, Н. Гарина-Михайловско­го, А. Толстого. В отличие от предшественников, Горький воссоздает рост самосознания, опыт нравственного му­жания человека из демократических низов. Рассмотрим автобиографическую трилогию «Детство», «В людях», «Мои университеты».

 Путеводителем по ней могут слу­жить горьковские слова:
«Я был наполнен стихами бабушки, как улей медом, кажется, я даже и думал в формах ее стихов» («В лю­дях», третья глава).
«Книга, дружище, — как хороший сад, где все есть: и приятное, и полезное» («В людях», девятая глава).
«Я очень рано понял, что человека создает его сопро­тивление окруясающей среде» («Мои университеты»).
«Я почувствовал, что только очень крепко, очень стра­стно любя человека, можно почерпнуть в этой любви необходимую силу для того, чтоб найти и понять смысл жизни» («Мои университеты»).
«Если в мире существует нечто поистине священное и великое, так это только непрерывно растущий человек... («Сторож»).

 
Вначале перед нами ребенок, живущий эмоциями, не вникающий пока в сущность явлений. В доме деда Каширина Алешу Пешкова захватывает «туман взаим­ной вражды всех со всеми». Дед, дядя Яков и Михаил, их дети будят в ребенке злое, воспитывают недоверие к людям, агрессивность. Но в Алеше развиваются добрые нравственные качества, растет пытливый интерес к миру, человеку. Важно, что поступки героев «Детства» соот­носятся с нормами народной морали, которую в повес­ти представляют прежде всего бабушка Акулина Ива­новна, Цыганок, мастер Григорий, мать. Бабушка Акулина Ивановна — самый светлый и обаятельный образ «Детства», олицетворение добра, душевной красоты, «мать всем людям». Балахнинская кружевница, мастерица на все руки, с девяти лет на­чавшая работать, и в доме Кашириных она «от восхода солнца до поздней ночи была занята работой по дому». В минуты опасности Акулина Ивановна не теряет при­сутствия духа. Например, во время пожара «она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнем, ко­торый словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжалась, все видя». В Аку- лине Ивановне развито чувство прекрасного. Она маете- рица не только трудиться, но и плясать, сказывать сти­хи, чем напоминает некрасовских героинь. Алеша вспо­минает: «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачива­ясь, поглядывая вокруг из-под руки, все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторож­но. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрог­нуло, нахмурилось и тотчас засияло добротой, привет­ливой улыбкой. Откачнувшись в сторону, уступая кому- то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, — и вдруг ее со­рвало с места, закружило вихрем, вся она стала строй­ней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» А как ба­бушка рассказывает сказки! И в лесу она — «точно хо­зяйка и родная всему вокруг,-— она ходит медведицей, все видит, все хвалит и благодарит». Алеша «привык считать ее существом высшим из всех людей, самым добрым и мудрым на земле...». Нравственные принци­пы Акулины Ивановны — «жить не для себя, но для других» — мальчик усваивает на всю жизнь. Но автор не идеализирует бабушку. Удивительная человечность сочетается в ней с предрассудками и суеверием. В отли­чие от бабушки, исповедующей мораль всепрощения и кротости, автобиографический герой складывается как борец, протестующий против несправедливости и несо­вершенства жизни. И чем взрослее он, тем заметнее в нем элементы критического отношения к миру и пас­сивной морали Акулины Ивановны. Горьковский герой формируется в непрестанном вза­имодействии со всей народной жизнью — этот вывод еще отчетливее звучит в повести «В людях». Здесь акцент делается на развитие интеллектуального начала в душе подростка. Более осознанная, чем ранее, взаимосвязь с окружающим миром и нравственная активность обна­руживаются в пору службы Алеши «в мальчиках» при обувном магазине, жизнь с бабушкой и «учения» чер­тежному делу (главы один-четыре). Новый этап в ста­новлении характера подростка — служба на «Добром» и общение с поваром Смурым, «страсть к чтению», оби­лие жизненных впечатлений, знакомство с десятками новых людей. Благодаря этому чувство бунтарства, духу противления, которые развивались в автобиографичес­ком герое как бы в противовес бабушкиному влиянию, перерастают в недовольство мещанским образом жиз­ни. Общение с денщиками, прачками, солдатами, Коро­левой Марго, кочегаром Яковым Шумовым помогает Алеше не только осмыслить нравственные уроки чте­ния, но и подняться на новую ступень в усвоении мо­рального опыта русского народа. Его отношение к окру­жающим становится все более трезвым и критичным (например, отношения с работниками иконописной ма­стерской, плотницкой артели). Нравственные принци­пы, воспринятые мальчиком в детстве, подвергаются ко­ренной переоценке, все активнее развивается аналити­ческая мысль, рациональное начало. Юность, по повести «Мои университеты», — самая сложная и противоречивая пора формирования челове­ческой личности. В «казанской» части повести исследу­ются внутренние перемены в характере юноши, благода­ря знакомству с идеями народничества. Теперь любовь к людям становится осознанным жизненным принципом Алеши Пешкова. Сомнение в действенности народничес­кой пропаганды, общение с учителем Жоржем, городо­вым Никифорычем, оказывающими губительное влия­ние на юношу, приводят его к жестокому кризису, кото­рый завершается попыткой самоубийства. Выход из тупика — дружба с Ромасем и его сподвижниками, кото­рые помогают Алеше душевно выпрямиться, поверить в себя, в силу разума. Ромась олицетворяет в повести со­знательное преобразующее начало. Именно в деревне Красновидово Алеша Пешков делает следующий шаг в целостном осмыслении мира. Образ автобиографическо­го героя несет в себе мысль о преодолении пассивности и утверждение активной жизненной позиции. И как заве­щание звучат горьковские слова: «Не только тем изуми­тельна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и твор­ческое, растет доброе — человечье, возбуяждая несокру­шимую надежду на возроясдение наше к Жизни светлой, человеческой ».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема героя в романах М Горького. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горький > Проблема героя в романах М Горького
Максим Горький

Максим  Горький


Сочинение на тему Проблема героя в романах М Горького, Горький