А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роман М Е Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» — «История головлевских смертей» - сочинение


М. Е. Салтыков-Щедрин, как и другие русские писатели (Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев), обращался к изображению жизни «без прикрас» русского дворянства. «Прокурор российской действительности», как его называли, беспощадно обнажал истинную сущность происходящих событий, пороки представителей дворянства и их нравственное вырождение. 

«Господа Головлевы»— социальный роман из жизни дворянской семьи. Жанр произведения — семейно-бытовая хроника. Разложение помещичьего класса Салтыков-Щедрин представил в форме истории вымирания одного семейства. Михаип Евграфович рисует яркую иллюстрацию пагубного воздействия на человеческую личность старшего и младшего поколения Головлевых, хищных законов помещичьего быта. Именно поэтому автор в романе уделяет внимание моральной теме, а не социальной (господству помещиков).

Семья Головлевых — собирательный художественный образ, который обобщил типические черты психологии помещиков. «Головлево — это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву», — писал Салтыков-Щедрин.

Г На протяжении повествования перед нами предстает целая галерея умирающих, сходящих со сцены жизни людей. Начало вымиранию семьи Головлевых положипа Арина Петровна. Она сама управляла всем головлевским имением. Все свое внимание Арина Петровна направила на накопление капитала, а дети «не затрагивали ни одной струны ее внутреннего существа», чувство собственности преобладало в ней. Ее образ представлен «одной, но пламенной страстью» — стремлением к накопительству. Жажда власти, жадность, стяжательство закрывают ей глаза на происходящие в семье события. Трудно представить себе, что у матери смерть дочери вызывает только одно чувство — чрезмерное раздражение от сознания необходимости заботиться еще и о двух своих внучках, Иудушка, не лишенный сообразительности, быстро понимает, что с помощью лести, притворства и наушничанья он сможет быстро завоевать материнское сердце. Ну что ж, что посеешь, то и пожнешь... I Манипулируя детьми, сортируя их «на постылых и любимчиков», она способствовала развитию в них отрицательных качеств, духа соперничества, зависти. Забитым, одиноким отшельником становится Пашка-тихоня, спивается Степка-балбес. И тот и другой, в конце концов, погибают, а состояние переходит к Иудушке.

Условия тирании, нравственное уродство приводят к гибели одного за другим всех наследников головлевского наследства. Погибают Павел и Степан, а Иудушка тотчас вступает в права наследования, уходят из жизни и трое сыновей самого Иудушки. В конце своей жизни родоначальница головлев- ского рода прозревает и с ужасом понимает, что это именно она способствовала воспитанию из своих детей целой плеяды «извергов».

Самый отвратительный персонаж в произведении — средний сын Арины Петровны Порфирий Владимирович, которого прозвали Иудушкой. Он был настолько безнравственным, что обрек на смерть каждого из своих сыновей. Иудушка даже из своей матери сделал «скромную приживалку». А «семейная твердыня, воздвигнутая неумолимыми руками Арины Петровны, рухнула, но рухнула до того незаметно, что она, сама не понимая, как это случилось, сделалась соучастницей и даже явным двигателем этого разрушения настоящего, душою которого был, разумеется, Порфитка-кровопиец»,— (повествует сатирик.


 
Иудушка — символ социального и морального распада дворянства. За сыновнюю почтительность Порфирий получил лучшую часть при разделе имения, стал владельцем Головлева. Стяжательство овладело им. Он прибрал капиталы матери, имение брата Павла. Порфирий подтолкнул к гибели своих сыновей. Уже завладев всем поместьем, Иудушка продолжает мечтать, как он будет разорять крестьян. Потом Порфирий Владимирович спивается и кончает жизнь самоубийством. К Постоянные заискивания перед матерью, притворная ласковость и напускная заботливость, стано- вятся особенно омерзительными в его речи. Как назойливый комар, он постоянно надоедал всем своим. Когда М. Е. Салтыкова-Щедрина попросили объяснить «Историю одного города», то он стал утверждать что это книга о современности. Именно в современности он видел свое место и никогда на думал, что его книги будут так популярны у его потомков. Однако на данном этапе жизни обнаруживается огромное количество причин, благодаря которым это произведение до сих пор остается актуальным. В своей «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин изображает город Глупов в период от времен «доисторических» до тех пор, когда «история прекратила течение свое». Мне кажется, что па городом Глуповом подразумевается вся Россия, которую автор изображает сатирически. «История одного города» это пародийное произведение. В нем М. Е. Салтыков-Щедрин пародирует труды историографов, древнерусские летописи и литературные произведения древности. На протяжении всего произведения, читатель может проследить черты летописи, так как автора является архивариус-летописец, которому и принадлежит следующее за текстом «От издателя» «Обращение к читателю». Хочется отметить, что в «Истории одного города» у М. А. Салтыкова-Щедрия два лица или две маски: издателя и архивариуса-летописца. Такое построение произведения напоминает пушкинский принцип использования образа-маски: две маски у Пушкина в романе «Капитанская дочка» (издатель и Гринев), в «повестях Белкина» (издатель и Белкин). В любом случае первой маской является издатель, а второй — сам автор. Но в «Истории одного города» пародируются не только литературные жанры Древней Руси. В приложениях есть и образец канцелярского стиля, коим является «Устав о свойственном градоправі добросердечии. Сочинил градоначальник Беневоленский», не менее смешным образцом канцелярії кого стиля является «Опись градоначальникам». Пародию можно встретить во всех главах «Историй одного города». Так, например, в главе о происхождении глуповцев пародируется Ипатьевская летопись. В этой летописи есть упоминание о призвании Рюрика на княжение в Новгород. Призыв Рюрика Салтыков-Щедрин показывает при помощи языка Эзопа: «Нет порядку, да и полно. Попробовали снова головами тягаться, то и тут ничего не доспели. Тогда надумали искать себе князя. Он нам все мигом предоставит, — говорил старец Добромыса, — он и солдатов у нас наденет и острог, какой следа выстроет! Айда, ребята!» Головотяпы хотят найти глупого князя. Поэтому в произведении разворачивается фольклорная триада: «володеть» головотяпами соглашается третий, самый глупый князь. Пр| тие этого князя и начало «исторических времен» оказываются для глупцов совсем не радостным событием: «И прибыв собственною персоною в Глупово и возопи князь: — Запорю!» С этим нерадостными событиями и начались «исторические времена».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роман М Е Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» — «История головлевских смертей». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Господа Головлевы > Роман М Е Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» — «История головлевских смертей»
Господа Головлевы

Господа Головлевы


Сочинение на тему Роман М Е Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» — «История головлевских смертей», Господа Головлевы