А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А И КУПРИНА “ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ” - сочинение



А. И. Куприн называл текущее время, то есть самое начало XX века, днями “предательства и общественного отупения”. В своем произведении “Гранатовый браслет” автор четко определяет причины такого явления - это несовпадение желаемого и существующего, поэтому, начиная с первых же строк, у нас возникает ощущение увядания, ухода яркой, радостной жизни, смерти и опустения.

Писатель сразу же задает определенную тональность своему повествованию, представляя перед читателем печальный вид осенней природы, картину, написанную серыми, грязными красками. Почему же, открывая книгу, мы видим эти пейзажные зарисовки, какую цель преследовал автор, используя данный прием?

Во-первых, первая глава произведения есть не что иное, как ничем не приукрашенное, реальное изображение жизни городского общества начала века: здесь мы видим внешнюю, то есть бытовую, сторону его существования и внутреннюю, духовную.

Безусловно, следуя определенным моральным догмам, мы не выносим сор из избы: весь мусор “суеты сует” прячем подальше, где никто бы его не нашел. “Обыватели пригородного морского курорта”, “жизнелюбивые и мнительные” горожане, естественно, на светских приемах не демонстрируют своим гостям собственный “изношенный, грязный, нищенский” и “жалкий скарб”, а скрывают его в роскошных сундуках, кладовых, под великолепными бархатными и шелковыми покрывалами. Автор заставляет людей сбросить весь этот маскарадный грим, показать правду, и вот мы встречаем “ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами” - также сквозь мутную кисею дождя замечаем “горничных и кухарок, сидящих на верху воза на мокром брезенте с какими-то утюгами, жестянками и корзинками в руках”. Что могут оставить после себя такие представители человечества? Ничего! “Пустота и оголенность” являются их постоянными спутниками по жизни. Подобно “запотевшим, обессилевшим лошадям, которые то и дело останавливаются, дрожа коленями”, они застревают в грязи собственного времени. Все мысли, желания и мечты представляют собой изуродованные дома с разбитыми стеклами, вой брошенных собак и всяческий сор: “окурки, бумажки, черепки, коробочки и аптекарские пузырьки - сор, который накапливается не только в домах, но и в душах этих людей”. Для чего автор так неизысканно и некрасиво изобразил общество текущего времени? Чтобы показать, что люди, занимаясь лишь обыденными, бытовыми вопросами, “разучились любить”. Вспомните, ведь об этом говорил Аносов: “Не вижу настоящей любви”. Святое, чистое, вечное, неземное чувство пропало, испарилось, как исчезло милое “сокровище” в “затрепанном капоте, туфлях на босу ногу, волосенках жиденьких, нечесаных, в папильотках”, в брани с денщиками, в сюсюканье и взвизгивании с молодыми офицерами.

Изображение жизни “мотовки, актрисы, жадной неряхи с лживыми глазами” и “вьючного верблюда, укрывателя, дойной коровы, ширмы, какой-то домашней необходимой вещи” резко контрастирует с утонченным духовным состоянием Желткова.

Любовь к Вере Николаевне - “громадное счастье” для этого героя, его жизнь заключается в ней, ибо это была “не болезнь, не маниакальная идея”, а дар, вознаграждение бога. Способность к великому чувству абсолютизировалась в одной душе, ведь Желтков не видел “на свете ничего похожего” на свою возлюбленную, “ничего лучше, прекраснее и нежнее” ее. Вера Николаевна “была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Несмотря на то что ему пришлось “прекратить всю эту историю”, уйти навсегда одному, молча, как было угодно богу и судьбе, герой был бесконечно благодарен этому существу, в котором “воплотилась вся красота земли”, поэтому желал счастья, чтобы “ничто временное и житейское не тревожило эту прекрасную душу”.


 
Это было особым завещанием умершего, так как он знал, что Вера Николаевна не была счастлива в “заколдованном круге” обычной бытовой атмосферы: не могла даже покинуть дачи, потому что в их городском доме еще не покончили с ремонтом, хотя никогда не понимала прелести моря, ведь ее тянуло в лес, где растут сосны, простираются мхи, а мухоморы - “точно из красного атласа и вышиты белым бисером, где тишина и прохлада. Героине скучно так жить, потому что даже любовь к мужу носила на себе печать обыденности, превратившись в “чувство прочной, верной, истинной дружбы”. Но где была та теплая, яркая искорка чего-то таинственного и неземного? Ее неоткуда было ожидать: “холостой брат Николай” не говорил ни о чем подобном, кокетка Анна “терпеть не могла своего мужа”, высмеивала и в глаза и за глаза, Аносов мог предложить лишь историю о “бивуачном приключении армейского офицера”, а сам князь Шеин думал о том, как свести концы с концами, заботился о материальном благополучии, ведь нужно было “делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей”, про истинное счастье он уже не вспоминал, Шеины жили с “привычным равнодушием и бесстыдством давно женатых людей”. Автор представляет нам картину засыпающей природы, дабы отразить более полно однообразное, как бы дремотное существование героини. Печальный вид пустых дач с разбитыми стеклами, опустевшие клумбы с “точно выродившимися”, мелкими розами, в “травянистом, грустном запахе” предзимья. А Вера “была строго проста, со всеми немного свысока любезна, независима и царственно спокойна”. Это-то спокойствие и нарушает Желтков, разрывая “заколдованный круг” не жалобой, не упреком, не болью самолюбия, а одной лишь молитвой: “Да святится имя твое”. Он был тем маяком, который помогает рыбачьим баркасам преодолевать густой туман. Желтков нарушает видимое спокойствие Веры Николаевны: с развитием событий ее волнение нарастает, героиня предчувствует трагический исход. В пейзаже автор отразил эти переживания так: “задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах”. Несмотря на то что “настоящая, самоотверженная любовь, о которой мечтает каждая женщина”, прошла мимо нее, героиня была потрясена величием страданий, умиротворением. Желтков для нее был действительным гением, какими были Пушкин и Наполеон. “Глубокая важность, блаженство и безмятежность” заставили человека поверить, а ведь вера и слезы раскаяния - это просветление. Незаметная жизнь покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания, кровь и смерть, но, жертвуя самим собою, герой восхваляет эту женщину, предает ее тихой грусти, прекрасной вечной любви, которая приводит к миру и спокойствию. Дабы отразить внутренние перемены, автор написал картины “тихих безоблачных дней, таких ясных, солнечных и теплых, каких не было даже в июле”. Все было “бесшумно и покорно”. Следовательно, пейзажные зарисовки также являются символами, помогающими нам понять и ясно увидеть душевную метафору героини, романтическую феноменальность событий. И, конечно же, описания природы в произведении имеют определенную, ставшую традиционной функцию. Константин Паустовский писал: “Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно... Это - тема любви”. “Гранатовый браслет” - это тонкий и психологически точный рассказ об истинном, великом чувстве, поэтому для большей мелодичности и лиричности автор использует описание изящной природы (эту функцию выполняет лишь один абзац первой главы произведения). Итак, мы рассмотрели, для чего автор использует пейзаж и как это отражено в последующем повествовании.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А И КУПРИНА “ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ”. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гранатовый браслет > АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А И КУПРИНА “ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ”
Гранатовый браслет

Гранатовый браслет


Сочинение на тему АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А И КУПРИНА “ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ”, Гранатовый браслет