А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Реализм и романтизм в повести А И Куприна «Гранатовый браслет» - сочинение


К. Г. Паустовский так определял особенность таланта великого русского писателя А. И. Куприна: это «его способность быстро и крепко вживаться в любую обстановку, в любой уклад жизни, в любой пейзаж. О чем бы Куприн ни писал, он с первых же слов захватывал читателя полной достоверностью своей прозы. Эта способность Куприна — все от того же жизнелюбия, постоянной заинтересованности всеми проявлениями действительности, от жажды все знать, все видеть и все понять». В этом все основные качества купринской прозы.

И сам писатель характеризовал свою жизнь подобным образом: «Я бродяга и страстно люблю жизнь.... И никогда меня не гнала нужда. Нет, только безмерная жадность к жизни и нестерпимое любопытство... я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою, или побыть женщиной и испытать роды; я хотел бы пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого я встречаю».

Человек, его поступки, мысли, желания и мечты — именно на этом зиждется своеобразие творчества писателя.

Одним из самых значительных произведений А. И. Куприна является повесть «Гранатовый браслет». История, рассказанная писателем о жизни и любви бедного, незаметного чиновника, его смерте, Я до сего дня вызывает у читателей совершенно разные мысли и оценки.

В основе повести, как и большинства его произведений, лежит действительный случай. Так, в одном из своих писем писатель упоминал о печальной «истории маленького телеграфного чиновника Я П. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова», представителя правящей верхушки общества провинциального приморского городка. Эта история имела банальный исход. Телеграфист принял условия договора, предав тем самым свою любовь, я Действительно, в реальной жизни существовали все прототипы героев повести (Желткова, княгини Веры, князя Шеина). Но они имеют мало общего с образами «Гранатового браслета».

Художественное произведение А. И. Куприна тем и отличалось от действительности, что как настоящий, талантливый прозаик он перерабатывал реальные факты и осмысливал их творчески. «Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать Я ему счастье».

Произведение имеет два плана: реалистический и романтический. Последний, естественно, связан с проблемами нравственного характера, затронутыми в повести. Возможна ли такая любовь, почему она так не похожа на чувства других людей, может ли любовь заменить человеку жизнь, отношение к ней разных людей, что вообще с ней можно делать, как найти выход из сложной ситуации, как принимать такое чувство? Масса вопросов, которые волнуют писателя. 

Именно потому, что в наш век стремительного развития новых технологий и сплошной компьютеризации, так остро стоят проблемы эстетические, проблемы духовного совершенствования человека. Именно поэтому о повести будут говорить и спорить настоящее и будущие поколения. Повесть бессмертна.

 
Писатель не подвергает сомнению существование в человеке подобных высоких чувств, наоборот. Он показывает, как под влиянием силы этой любви разные люди ищут и находят в своей душе скрытые нравственные качества, которые до поры до времени дремлют в человеке. Так прозревает княгиня Вера («Я знаю, что этот человек убьет тебя»), князь Шеин с недоумением и осторожностью открывает для себя истинность чувств Желткова («Мне казалось, что я присутствовал при громадном страдании, от которого люди умирают»). А вот брат княгини жаждет отмщения и грозится обратиться к властям. Совершенно другой, реалистический прием используется писателем для описания всего того, что не касается любви. Времяпрепровождение «светского общества, их разговоры, темы бесед, игра в карты — все это как бы подчеркивает обыденность, рутину и так называемую пошлость жизни. Желтков, будучи бедным чиновником, живет на грязной, заплеванной и пропахшей мышами, кошками, керосином и стиркой лестнице. Комната его низка, но широка и длинна. Писатель сравнивает ее с кают- компанией грузового парохода. Довершают описание комнаты-корабля окна, форма которых напоминает иллюминаторы. Картины природы реалистичны и создают в нашем воображении хорошо знакомые образы. Как всегда у Куприна, стихия природы, ее краски и богатство не оторваны от повествования, не существуют сами по себе, а являются отражением переживаний героев. В этом смысле особенно значительны последние страницы повести, в которых музыка, окружающая княгиню природа и слова-молитва сливаются воедино, способствуя нравственному перерождению главной героини. Вещественные символы любви Желткова, которые он бережно хранил долгие годы, более чем прозаические. Платок, записка, программа художественной выставки. И только любовь скромною человека представляется поэтическим, озаряющим безрадостную жизнь чувством. «От глубины души благодарю вас, за то, что вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». Любовь-подарок, любовь-сапожертвование, любовь-самоотречение возвышает человека, наполняет его жизнь смыслом. Лишившись этого смысла, он не задумываясь порывает с ней. Человек делает выбор в сторону эмоциональной жизни, отвергнув обедненную ее отсутствием реальность. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто; ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас». К. Паустовский писал: «Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это—тема любви». И Куприн проповедует гимн такой любви, высокой, трагической, всепоглощающей. «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. «Да святится имя твое!»





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Реализм и романтизм в повести А И Куприна «Гранатовый браслет». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гранатовый браслет > Реализм и романтизм в повести А И Куприна «Гранатовый браслет»
Гранатовый браслет

Гранатовый браслет


Сочинение на тему Реализм и романтизм в повести А И Куприна «Гранатовый браслет», Гранатовый браслет