А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А С ГРИБОЕДОВА И А С ПУШКИНА - сочинение








Александр Грибоедов так же, как и Пушкин, родился и вырос вМоскве. В комедии "Горе от ума" Грибоедов отразил быт и нравымосковского барства, которое хорошо изучил, вращаясь в этих кругах.Еще в давние времена народ говорил о Москве, что это не город, ацелый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, темстрашнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какиеслои сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ееоблик. Литература оставила этот след, воспев Москву в своихпроизведениях. Москва Грибоедова и Пушкина, Толстого и 'Чехова,Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского отражена впечатляюще.Я думаю, этот список можно продолжать целым рядом выдающихсяимен.В "Горе от ума" отражена эпоха после 1812 года. В художественныхобразах она дает яркое представление о русской общественной жизни20-х годов XIX века. На первом плане широко и ярко показана барскаяМосква, которая возникает из разговоров и реплик персонажейкомедии. "И награжденья брать, и весело пожить" - это идеал барскойМосквы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденныекрепостники, невежественные люди, положение которых обязывалобыть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов потому,что понимают, что новая сила - сметет их как ненужный хлам, поэтомуони стремятся к единению с себе подобными. В России назревалиперемены, в Москву тоже проник дух свободомыслия. Чацкий,вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась. Он говоритСофье: "Что нового покажет мне Москва, вчера был бал, а завтра будетдва". Фамусов восхищается Москвой, видя в ней особый шик. Онзаявляет: Решительно скажу: едва другая сыщется столица, как Москва!Любя Москву, Грибоедов сумел донести до нас ее облик с такой силой,что сейчас, спустя столько лет, думаешь о том, что это было вчера.Внешне перемены огромные, а суть осталась. Скалозуб о Москвеотзывается "как о дистанции огромного размера", глупо утверждая, чтопосле войны 1812 года она расцвела. Он говорит: "По моему сужденью,пожар способствовал ей много к украшенью". Разве это речь патриота,который любит свой народ и Россию? Фамусовское общество сделалоМоскву своей "кормушкой". Если сравнить Москву Грибоедова сМосквой Пушкина, то невольно напрашивается мысль, а именно: годыидут, но мало что меняется в облике города и в психологии общества,населяющего этот город. Мать Татьяны Лариной ранее жила в Москве,попав в деревню, сначала плакала, но потом привыкла, смирившись сосвоей судьбой. Татьяну должна была ждать такая же ужасная участь:запертая в деревне среди диких людей, она волей-неволей вынужденаповторить жизнь своей матери, выйдя замуж за какого-нибудь отпрыскаСкотининых, или ждать, когда ее повезут "в Москву, на ярмаркуневест". Каким унизительным кажется нам подобное путешествие! Что,впрочем, позднее и происходит, Соседи советуют матери Татьяны: "ВМоскву, на ярмарку невест! Там, слышно, много разных мест". Соседипредлагают матери Татьяны деньги взаймы, по доброте душевнойбеспокоятся, как бы девушка не осталась незамужней. Только добротаих - на свой манер: не понимают они другого счастья, кроме своего.Бедная, бескрылая доброта бедного, бескрылого мира. Но мир этотвластвует над Татьяной, он постановил: ехать в Москву. Она боитсяехать, ей жалко расставаться со "своими рощами, лугами", о в то жевремя ее манит неизвестность. Решено, Ларины едут в Москву.("Дорожной скукою вполне, семь суток ехали они...")Пушкин любил Москву, хотя московское дворянство изобразил внасмешливых тонах. О самом городе он пишет:Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва ,ядумал о тебе! Москва! Как много в этом звуке Для сердца русскогослилось! Как много в нем отозвалось!Пушкин умел отличать парадный, казенный патриотизм светскихраутов от того народного патриотизма что живет в душе каждогочестного человека. Москва пушкинской эпохи - это торговый город,обиталище старого российского барства, "ярмарка невест". Мир, вкотором предстоит жить Татьяне, напоминает знакомое окружениеПетушковых, Гвоздикиных и прочих.В седьмой главе "Евгения Онегина" Пушкин изобразил московскуюжизнь. В сознании поэта живут две Москвы: величественная,героическая и барская грибоедовская Москва, над которой он смеется.Быт московского барства хорошо знаком Пушкину. Эти старые,полуживые княжны, живущие событиями полувековой давности, ихпрестарелые слуги, вяжущие чулки в передних, чтоб хоть как-нибудьзаполнить тупое существование, эти жеманные восклицания,смешивающие языки "французский с нижегородским" - все этоПушкин помнит с детства. Казалось бы, простые, милые люди, но уПушкина они вызывают гнев;Но в нux нe видно перемены, Все в них на старый образец...О, как это похоже на московское общество Грибоедова! Пушкин пишет:Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп, У ПелагеиНиколавны. Все тот же друг мосье Финмуш, И тот же шпиц, и тот жемуж.Не так уж безобидны эти старушки, такие милые по отношению кТане, ведь именно они объявили безумцем Чацкого, они изгнали его изМосквы. Пушкин сознательно напоминает цитату из Грибоедова: "Всетот же шпиц и тот же муж". О московском барстве Пушкин сказалочень мало, он только напоминает, что есть пьеса, в которой описаныэти самые люди в эту самую эпоху. Почему человек добрый поотношению к себе подобным становится страшен, когда выступаетпротив чуждого ему нового движения? Ведь и Фамусов у Грибоедова нетиран, не деспот, а хлебосольный барин и любящий отец, но именноон оказывается во главе травли Чацкого Татьяне "душно здесь, онамечтой стремится к жизни полевой". Ольга, сестра Татьяны, вероятно,была бы без ума от московского бала, это посредственная натура, вдеревне ее жизнь была поверхностной и неинтересной. ПовторяяГрибоедова, можно сказать: "Дома новы, а предрассудки стары, неистребят ни годы их, ни моды, ни пожары". Мне кажется, эта фразасозвучна с пушкинскими строками: Все в них так бледно, равнодушно,Они клевещут даже скучно... И даже глупости смешной В тебе невстретишь, свет пустойМир, который представляла себе Татьяна, оказался вовсе не ярким,умным и интересным, а пошлым, вздорным и бесцельным.Но, несмотря на все недостатки города, Пушкин и Грибоедов все-такилюбили Москву. "Отечество, сродство и дом мой в Москве", - писалГрибоедов. В пушкинском плане седьмая глава называется "Москва".Три эпиграфа, каждый по-своему, раскрывают отношение поэта кстаринному русскому городу. "Москва, России дочь любимая, гдеравную тебе сыскать?" - это восторженный отзыв поэта о городе, передкоторым можно и нужно преклоняться, имя которого напоминаетгероические страница истории. Мне кажется, мы вряд ли читали бысегодня "Евгения Онегина" и "Горе от ума", если бы Пушкин иГрибоедов не любили Москву. Ведь только любовь к Родине и еенароду побуждает писателей достоверно изображать все недостатки,присущие родному городу. Лермонтов писал: "Москва! Люблю тебя каксын, как русский. Сильно, пламенно и нежно!" И мне хочется верить,что хоть кто-нибудь из нас, русских, научится любить Москву так жепламенно!





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А С ГРИБОЕДОВА И А С ПУШКИНА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Грибоедов > МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А С ГРИБОЕДОВА И А С ПУШКИНА
Александр Грибоедов

Александр  Грибоедов


Сочинение на тему МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А С ГРИБОЕДОВА И А С ПУШКИНА, Грибоедов