А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Фамусовская Москва - сочинение

В памяти нескольких поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Столь необычная, редкая, хотя и повторяющаяся время от времени писательская судьба, всегда связана с выдающимся, из ряда вон выходящим успехом «единственного» произведения. Этим единственным произведением писателя является комедия «Горе от ума».

Известно, что пьеса стала самым репертуарным спектаклем русского театра. И не смолкавшие на протяжении всей второй половины XIX века споры о том, в каких костюмах — современных или исторических — следует играть грибоедовских героев, доказывает актуальность пьесы. На протяжении XIX века сатирическое содержание «Горя от ума» не теряло своей злободневности, а герои Грибоедова впоследствии свободно перешагнули порог фамусовского особняка и продолжали жить по новым законам, старея с годами (как стареют живые люди) и возрождаясь в новых поколениях, в потомках Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и прочих представителей фамусовского общества. Чем же объясняется такое долгожительство комедии?

Ответ на этот вопрос прост. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнюю Москву, но и всю российскую действительность такой, какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметив черты, определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов».

«Антиподы» Чацкого — это гости Фамусова, «тузы», как они гордо себя зовут, «цвет» Москвы. Может быть, это уважаемые государственные мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему Отечеству? Ничуть не бывало. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Одной из самых уважаемых представительниц фамусовского общества является Татьяна Юрьевна,

потому что она

Балы дает нельзя богаче,

От рождества и до поста,

И летом праздники на даче.

Рисуя себе идеал человека, у которого следует учиться жить,

Фамусов говорит:

Он не то на серебре,

На золоте едал, сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.

Богатство — это главный критерий, по которому они с распростертыми

объятиями примут в свое общество:

Будь плохонький, но если наберется

Душ тысяч две родовых,

Тот и жених.

Протекционизм тоже играет не последнюю роль в жизни этих людей. Связи помогают им вершить дела, делать карьеру. Здесь выругают только «родного человечка», а в гости ездят к Татьяне Юрьевне потому, что

Чиновные и должностные

все ей друзья и все родные.

 
Есть еще и другой способ сделать карьеру. Фамусов рассказывает с восторгом о Максиме Максимовиче, вельможе, который добился места при дворе, не проявив никаких талантов в работе, но угождая императрице («отважно жертвовал затылком»). Полковник Скалозуб тоже получил орден и ждет производства в генералы, не свершив никаких подвигов на поле битвы, а потому, что Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Понятно, что работа совершенно не занимает московских дворян. Тогда, может быть, они интересно проводят свой досуг? Зайдем в дом Фамусова или любой другой дом богатого вельможи. Здесь всегда много гостей. Но чем они занимаются? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни. Видимо, очень неинтересная и скучная у них жизнь, если они с таким удовольствием ухватились за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого! Слух мгновенно разнесся по всем комнатам, сплетню подхватили и разносят люди, которые даже не видели Чацкого. Гости Фамусова не читают книг и газет, не ходят в театры, не спорят в своем кругу на злободневные темы. Для них новые идеи и явления жизни не только неприемлемы, но и непонятны. Особенно враждебно эти люди относятся к просвещению: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Книги Фамусов считает главной причиной всех неприятностей, поэтому призывает уничтожить всю эту «заразу». «…Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы, да сжечь». Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, родной стране. На первый взгляд, они критически относятся ко всему иностранному: А все Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! — говорит Фамусов. Но это только слова. На деле наш противник всего иностранного нанимает для дочери гувернантку-француженку, на балу в его доме мы замечаем «тоску и оханье, и стон» по Франции. Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об «особом отпе чатке на всех московских». Да, этот отпечаток есть. Но он, помоему, с французским оттенком. Потому что девицы из окружения Фамусова поют французские романсы, читают французские книги, коверкают русские имена на иностранный лад (Мария — Мими, Катерина — Катишь). В их домах всегда Дверь отперта для званых и незваных, Особенно для иностранных. Зато русских людей ниже себя званием и богатством они презирают: Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара. Таковы нравы фамусовской Москвы. И мы видим резко отрицательное отношение Грибоедова к людям, постоянно собирающимся у Фамусова. Многие из них — Скалозуб, Тугоуховская, Молчалин, Хлестова — хотя и носят в духе старой комической трагедии нарочито подобранные фамилии, вовсе не карикатуры. Они отвратительны и смешны не потому, что их сделал такими автору, а потому что они таковы в самой действительности.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Фамусовская Москва. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Грибоедов > Фамусовская Москва
Александр Грибоедов

Александр  Грибоедов


Сочинение на тему Фамусовская Москва, Грибоедов