А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Решительный цельный русский характер» Катерины (По драме А Н Островского «Гроза») - сочинение

Катерина - главный персонаж драмы Островского «Гро- за». Основная идея произведения — конфликт этой жен­щины с «темным царством», царством самодуров, деспо- тов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и по­чему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Ост­ровского.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуж­дала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вста­вала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-ни­будь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно кон­трастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолк- нулась от берега!..

Катерина росла счастливой, романтичной, но ограни­ченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, кото­рым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не про­тиворечило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. 

Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а Местом, где все светло, где можно помечтать. Можно ска­зать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в не­покорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что тревожило ее душу. Так было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и распущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по сво­ей воле: она вообще никого не любила и ей было все рав­но, за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Кате­рина уже не чувствует того восторга от посещения церк­ви, который испытывала раньше, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действитель­ность возвращает ее на землю, туда, где унижение и стра­дание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то вис-нешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься».



 
В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может ! любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хо­чет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, его же жена в доме Кабанихи стано-вится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выстав­лял свои мужские качества, как Паратов, даже и не раз­говаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недо­ставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Каба­нихи. И любовь к Борису стала чистым чувством, которое не давало Катерине окончательно зачахнуть, как-то под­держивало ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость и элементарное право распоряжаться собой по своему жела­нию. Это был бунт против покорности судьбе, против бес-| правил. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-мо­ему, решившись на этот шаг, Катя уже чувствовала при­ближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или ни­когда». Она хотела насытиться любовью, зная, что друг0го случая не будет. На первом свидании Катерина ска­зала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опо­рочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужас­но боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как ста­ла думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой посту­пок в наше время кажется очень странным, наивным. «Об­манывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — та­кова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Катерину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит в смерти: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо». Преследуемая своим гре­хом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «реши­тельный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не про­тиворечит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни рус­ский человек, способен так любить, способен так жертво­вать, так с виду покорно переносить все лишения, оста­ваясь при этом самим собой, свободным, а не рабом.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Решительный цельный русский характер» Катерины (По драме А Н Островского «Гроза»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > «Решительный цельный русский характер» Катерины (По драме А Н Островского «Гроза»)
Гроза

Гроза


Сочинение на тему «Решительный цельный русский характер» Катерины (По драме А Н Островского «Гроза»), Гроза