А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА" "БЕСПРИДАННИЦА" "СНЕГУРОЧКА" - сочинение

Два емких художественных символа скрепляют смысл "Грозы". Первый- заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, нои в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытканевостребованных запасов любви душу героини. Второй - великая река,в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила.Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога вериласвободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же,потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободнойволе она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себяпокарала. Причем самоубийство для верующего человека- грех ещеболее страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к волеоказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее,сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины,несомненно, воплощенная доброта и прощение.Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегданарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и нехочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказываетсянарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы,которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина.Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которыхона жила (и что безосновательно прписал ей Добролюбов). Носвободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, онанарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта смиром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели сталвнутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (аКатерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самогопоэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри,потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизнипрактически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительныхперсонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них уОстровского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова- лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают схарактером Ларисы Огудаловой из "Бесприданницы". Основанием длясравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокостьокружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сутихарактеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеетглавного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности нарешительный, энергический, как говорил Добролюбов,поступок. В этомсмысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир"Бесприданницы" иной, нежели в "Грозе": в 1878 году, когда написанапьеса, в России утвердился капитализм. В "Грозе" лишь начало его.Купцы "Грозы" только становятся буржуазией, это проявляется в том,что традиционные для них патриархальные отношения отживают,мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявитьсвои устремления к свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются,утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые такпротивны Катерине. Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но унее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание иобразование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивойжизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно,Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир,воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже.Неопытность молодости и приверженность губительным ценностямвлекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. А силыхарактера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная икультурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест вотличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношенияхнатура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнулои все стало постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то противостоятьглубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не бытьигрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своейбедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2 актепастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и теломЛариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни,пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешнимблеском.Весенняя сказка "Снегурочка" (1873) в силу своей фольклорной формыудалена от социальной реальности российского общества времен иКатерины, и Ларисы, но в силу этого же обстоятельства пьеса многоеобъясняет в представлениях Островского о природе женскиххарактеров, чувств, о смысле любви. В "Снегурочке" две героини, обеиспытывают любовные муки, но по-разному, потому что Снегурочка иКупава воплощают разные типы женских характеров. Купава во многомпохожа на Катерину, роднит их "горячее сердце" (так называется другаяпьеса и тоже о любви и сердечных муках молодой купеческой дочки).Главное для них-любовь, в которой единственно могут проявить онисвою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Ноизбранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тожевесьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с пастушкомЛелем Купава находит утешение и счастье в браке.Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицыВесны не знает любви, "девически чиста ее душа", ей странно, что"передрались все парни за нее". Когда Купава упрекает ее в том, чтоСнегурочка разлучила ее с женихом - Мизгирем, Снегурочкапроизносит ключевую для своего характера фразу: "Снегурочка чужаявам". Она чужая не только любвеобильной подружке и ее изменчивомуизбраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь- главная ценность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все этополучает фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, отматери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочкаполучает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю,который раньше пугал ее силой своей страсти. Но недолго ее девичьесчастье, в дело опять вмешивается мифологическая сила, и подпалящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника Мороза встремлении обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает.Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы,способность любить двойственна, Купаву она приводит на вершинуполноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.







Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА" "БЕСПРИДАННИЦА" "СНЕГУРОЧКА". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА" "БЕСПРИДАННИЦА" "СНЕГУРОЧКА"
Гроза

Гроза


Сочинение на тему ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА" "БЕСПРИДАННИЦА" "СНЕГУРОЧКА", Гроза