А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
КАТЕРИНА КАК ТРАГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР - сочинение


Умереть бы теперь... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех!
Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...
А. Н. Островский


В течение довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала XX века костромичи указывали на место самоубийства Катерины — беседку в конце маленького буль¬варчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, — рядом с церковью Успения. А когда «Гроза* впервые шла на сцене Кост¬ромского театра, артисты гримировались «под Клыко¬вых».
Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело* и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю ис¬пользовал Островский в работе над «Грозой». Совпаде¬ния получались почти буквальные. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купе¬ческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и стропти¬вая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Моло¬дую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет. В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, живой, жизнерадо¬стной. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чу¬жой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свек-
рови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Нача-лись подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что десятого ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».
Прошло много десятилетий, прежде чем исследовате¬ли точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой»- Островский начал в июне—июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год.
Определяя сущность трагического характера, Белин¬ский сказал: «Что такое коллизия? — безусловное требо¬вание судьбою жертвы себе. Победи герой трагедии естественное влечение сердца... — дрости, счастье, простите, радости и обаяния жизни!., последуй герой трагедии ес¬тественному влечению своего сердца — он преступник в собственных глазах, он жертва собственной совести...♦

 
В душе Катерины сталкиваются друг с другом два этих равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабанов-ском царстве, где вянет и иссыхает вся живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь срод¬ни желанию поднять руки и полететь. От лее героине нужно слишком много. Любовью к Борису, конечно, ее тоску не утолить. Не потому ли Островский усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и бескрылым увлечением Бориса? Судьба сводит друг с дру¬гом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис живет одним днем и едва ли способен всерьез задумываться о нравственных последствиях сво¬их поступков. Ему сейчас весело — и этого достаточно: «Надолго ль муж-то уехал?.. О, так мы погуляем! Время- то довольно... Никто и не узнает про нашу любовь...» — «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!.. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Какой контраст! Какая полнота свободной любви в про¬тивоположность робкому Борису! Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела*. «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»... Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катери¬на просит у любимого прощения за причиненные ему тре¬воги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть! Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите...» А сама Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы, герой ничего этого просто не услышал. Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины — «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину харак¬тера Катерины. Объясняя причины всенародного покаяния героини, не будем повторять вслед за Добролюбовым слова о «суеверии», «невежестве», «религиозных предрассудках». Не увидим в «страхе» Катерины трусость и боязнь внешнего наказания. Ведь такой взгляд превращает героиню в жер¬тву темного царства Кабаних. Подлинный источник по¬каяния героини в другом: в ее чуткой совестливости. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми*, — признается Катерина Варваре. «У меня уж очень сердце болит*, — говорит Катери¬на в минуту признания. «В ком есть страх, в том есть и Бог», — вторит ей народная мудрость. Страх всегда понимался русским народом как обострен¬ное нравственное самосознание. В «Толковом словаре» В. И. Даля «страх» толкуется как «сознание нравственной ответственности». Такое определение соответствует душев¬ному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Фек-луши и других героев «Грозы», «страх» Катерины — внутренний голос ее совести. Грозу Катерина восприни¬мает как избранница: совершающееся в ее душе сродни тему, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко со-вестливом всенародном покаянии. «Какая совесть!.. Ка-кая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, пол-ные могущества и красоты», — писал о Катерине (Стрепе-товой) в сцене покаяния В. М. Дорошевич. А С. В. Макси¬мов рассказывал, как ему довелось сидеть рядом с Остро¬вским во время первого представления «Грозы» с Никули-ной-Косицкой в роли Катерины. Островский смотрел дра¬му молча, углубленный в себя. Но в той «патетической» сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский, весь бледный, шептал: «Это не я, не я: это — Бог!» Островский, очевидно, сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену. Пора и нам по дос¬тоинству оценить не только любовный, но и покаянный порыв Катерины. Пройдя через грозовые испытания, ге¬роиня нравственно очищается и покидает этот грехов¬ный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». «Смерть по грехам страшна», — говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини. «Под деревцом могилушка... Солнышко ее греет... птицы при¬летят на дерево, будут петь, детей выведут...» Катерина умирает удивительно. Ее смерть — это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам. Монолог о могилушке - проснувшиеся метафоры, народная мифология с ее верой в бессмертие. Человек, умирая, превращается в дерево, растущее на могиле, или в птицу, вьющую гнездо в его ветвях, или в цветок, дарящий улыбку прохожим, — таковы постоянные мотивы народных песен о смерти. Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме КАТЕРИНА КАК ТРАГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > КАТЕРИНА КАК ТРАГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
Гроза

Гроза


Сочинение на тему КАТЕРИНА КАК ТРАГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, Гроза