Образ «жестокого мира» в драматургии А Н Островского (По пьесе «Гроза») - сочинение
Александр Николаевич Островский — один из самых известных авторов в истории русской литературы и русского-театра. На реалистических традициях драматургии Островского воспитывались многие поколения русских драматургов. Но особая заслуга Островского в том, что значение его творчества далеко выходит за пределы театра. Его пьесы оказали огромное воздействие на развитие русской литературы.
Основная тематика пьес Островского – жизнь купечества. Вместе с произведениями Островского в русскую литературу вошел термин «самодурство». Самодур для Островского — это «хозяин жизни», это тот, кому подчинены все и вся, тот, кто может безнаказанно издеваться над людьми. Островский впервые в своих произведениях совершенно четко и ясно сказал, что самодурство «основано на широкой мошне», что оно держится на деньгах.
В пьесе «Гроза» мир самодуров представлен двумя фигурами. Это Савел Прокофьевич Дикой, богатый купец города Калинова, и Марфа Игнатьевна Кабанова, купеческая вдова. Дикой — главная фигура в Калинове. Он богат, перед ним все дрожат. Ему ничего не стоит оскорбить человека, обругать его. Его домашние избегают встреч с ним, особенно когда Дикой чем-нибудь сильно раздражен. Дикой часто совсем не платит тем, кто на него работал, или обсчитывает их, недоплачивает. Кудряш говорит, что у Дикого вся жизнь на ругательстве основана. Дикой бахвалится своей властью: никто не может перечить ему. «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слушать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что же ты, судиться, со мной будешь?.. Так знай, что ты червяк, захочу — раздавлю». Основной смысл жизни Дикого — обогащение.
Дикой невежествен и суеверен. Гроза в его понимании — это проявление какой-то сверхъестественной силы. В речи его много просторечий: «аль», «что ль», «пропади ты пропадом», но больше всего в ней ругательств: «проклятый дармоед», «разбойник».
Другим ярким представителем мира «темного царства» выступает в пьесе Кабаниха. Она — защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев «темного царства». Ей все кажется, что дети стали выходить из повиновения родителям. От своих детей и Катерины она требует соблюдения старинных обычаев. Кричит на Катерину: «Что на шее-то виснешь! Не с любовником. Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» Она возмущена тем, что Катерина не «воет», проводив мужа. Кабаниха чувствует, что приходят новые времена. Купчиха ненавидит все новое, верит любым нелепым выдумкам. Она не считается с интересами и склонностями своих детей, на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упреками. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет к крушению старых порядков. Кабаниха — ревнительница и защитница принципов домостроя.
Между Диким и Кабанихой очень много общего. Их объединяет деспотизм, суеверие, невежество, бессердечие. Но Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства. Кабаниха же прикрывается богом, которому якобы служит. Кабаниха страшнее его. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой говорит ей: «Ты одна во всем городе умеешь меня разговорить». Кабаниха никогда не ругается, не употребляет бранных слов, но каким издевательством веет от ее «ласковых» речей: «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слыхала, я бы с тобой, мой милый, не так заговорила». Она защитница духовной тьмы, кабальных социально-экономических отношений, в которых решающую роль играют деньги. Она душит все живое вокруг себя. Своего сына она сделала нравственным уродом, боящимся встать на защиту своих семейных интересов. Она привела Катерину к гибели, заставила Варваpy убежать из дома.
Бесчеловечным нравам «темного царства» все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины - вызов «темному царству», страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Добролюбов считал: в «темном царстве» изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Образ «жестокого мира» в драматургии А Н Островского (По пьесе «Гроза»). Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Гроза
> Образ «жестокого мира» в драматургии А Н Островского (По пьесе «Гроза»)