А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ Катерины в драме А Н Островского «Гроза» - сочинение


Русская литература XIX века представила нам гале­рею Удивительных женских образов. Мы хорошо помним пушкинскую Татьяну Ларину — скромную, кроткую и в то же время очень глубокую натуру. Лермонтовская княжна Мери мила своей почти детской непосредствен­ностью, а Вера поражает способностью к самоотвержен­ной и бескорыстной любви. Когда же мы встречаемся в романе И.А. Гончарова с Ольгой Ильинской, то ви­дим в ней нарождающийся тип русской женщины, ве­рящей в свои силы и стремящейся перевоспитать и защитить слабого, но искреннего и доброго мужчину. Полна глубины страдания от несоответствия внутрен­него мира внешним условиям Лариса Огудалова в пье­се А.Н. Островского «Бесприданница». Но образ Кате­рины из драмы «Гроза» все-таки стоит особняком во всей русской литературе.
Будучи выходцем из купеческой среды, хорошо зная быт и нравы Замоскворечья, Островский показывает совершенно новую для нас героиню. Новизна этого об­раза состоит в том, что Катерина единственная из всех перечисленных женских типов не является дворянкой, не обременена грузом образования и светского воспита­ния. Она представительница купеческого сословия и несет в себе все характерные социальные признаки взра­стившего ее мира. Это природная натура, данная авто­ром во всей своей чистоте и непорочности.
Катерина — девушка, которая жила и воспитывалась свободно: «словно птичка на воле». Эта вольность в же­ланиях и, в общем, не ограниченная никем свобода не развили в ней порочных качеств. Свойственная купече­ству природная набожность, помноженная на страстность героини, не позволила ей приспосабливать религиозные принципы к окружающей обстановке. Вера Катерины без­гранична, но это не значит, что девушка живет в полном согласии с собой и с Богом. Вся жизнь ее полна внутрен­них противоречий. Героиня едва ли не ежеминутно пере­ходит из одной крайности в другую. Купеческая среда неоднородна, и принципы воспитания в родительском доме не согласуются с тем, как приходится жить в невестках. Катерина находится в постоянном смятении, в поиске, страдая от невозможности примирить в себе непримири­мое. Сегодня она раскаивается в том, что делала вчера, а между тем сама не знает, что будет делать завтра.
Своеобразие этой натуры состоит в том, что Катерина не принадлежит к буйным характерам, разрушающим все на своем пути. Наоборот, ее можно назвать кроткой, стремящейся к покойной любви и мирному семейному счастью. Она едва ли не идеальная жена. Героиня пыта­ется жить в гармонии с собой и окружающими, но, вый­дя замуж, попадает в своеобразную клетку, в мир, кото­рым правит надменная, властная Кабанова.
Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет просто­ра для светлых видений, нет свободы чувствам. Когда Катерина хочет обнять мужа, старуха кричит: «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» Тогда же, когда женщине хочется остаться одной и тихо, как раньше, погрустить, переживая предстоящую разлуку, свекровь упрекает: «Отчего не воешь?» Тысячи неле­пых, неискренних условностей, дань обрядам тяжелой «старины» не дают воли проявлению свободных и про­стых человеческих чувств.
Катерина ищет света, воздуха, хочет посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе. В доме она на­ходится под неусыпным контролем. В душе героини поселился страх, боязнь каких-то темных сил, чего-то неведомого. Область греха расширилась до бесконечно­сти, не давая возможности жить в согласии с собой. Теперь Катерина даже мыслей своих боится, за все ожи­дая кары небесной.
Обстановка нагнетается, драматургический конфликт достигает своего апогея. Гроза собирается над городом Калиновым, гроза зреет в душе героини. А тут еще эта полоумная барыня: «Все в огне гореть будете неугасае­мом, все в смоле будете кипеть неутолимой!»

 
Катерина не видит ангелов «из пыльного столба». В глаза ей бросается картина «геенны огненной». Жен­щина не может больше жить под этим гнетом. Опереть­ся-то ей не на кого, нет тепла и поддержки со стороны мужа — безвольного и слабого человека. А всего-то и нужно, что доброе слово, искра чувства. Так неужели это грех — быть счастливой?! Любовь к Борису рождается из безысходности. Этот человек из другого мира. Он ничего не требует, ни в чем не упрекает и не винит — просто по-доброму и спокойно говорит с Катериной. Но счастье нескольких свиданий оказывается недолгим. Героиня осознает степень грехов­ности своей связи и не может жить в обмане, как Варва­ра. Себя не обманешь. Бога не обманешь. И женщина открывается и признается во всем, подвергая себя пре­зрению, осуждению, ненависти со стороны калиновцев. Теперь ей и вовсе нет жилья в доме Кабанихи. Но разве не старалась Катерина сохранить брак, разве не просила мужа забрать ее с собой или хотя бы взять с нее страшную клятву? Все оказалось напрасным. Нет сил больше бороться с собой, но нет сил и одер­жать победу над «темным царством». Героиня одна, и гибель ее представляется неизбежной. Вернуться до­мой — все равно что в могилу. «Так не лучше ли и правда в могилу?» — вот к чему в конце концов приходит Ка­терина.Самоубийство — самый тяжкий грех, этого не могла не понимать отчаявшаяся женщина. Она, глубоко и ис­кренне верующий человек, идет не просто против усто­ев «темного царства» — идет против Бога. И в этом тра­гедия образа Катерины. Смерть ее скорее освобождение, чем гибель. Покинув пошлый и гнетущий мир, героиня сохраняет свою внутреннюю свободу. Теперь Кабаниха не властна над ней. Поступок Катерины — вызов, брошенный всему «тем­ному царству». В этом сила характера героини. Гроза разразилась. Город Калинов уже не сможет ос­таться прежним. Впервые повышает голос на мать Тихон, уходит Варвара, меняется Борис. Рушится власть самоду­ров, державшаяся на беспрекословном подчинении. Смер­тью своей героиня изменила мир, устои которого каза­лись незыблемыми. Можно сказать, что Катерина и есть сама гроза — тревожная, страшная, но очищающая. Такого сильного и крепкого образа не было еще в русской литературе. Его явил миру удивительный, яр­кий и самобытный драматург А.Н. Островский.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ Катерины в драме А Н Островского «Гроза». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > Образ Катерины в драме А Н Островского «Гроза»
Гроза

Гроза


Сочинение на тему Образ Катерины в драме А Н Островского «Гроза», Гроза