А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
О развитии конфликта в драме «Гроза» - сочинение



Первый период жизни и творчества драматурга (1847 - 1860) - пьесы, отражающие жизнь дореформенной России: 1) обличительные пьесы в духе гоголевской традиции («Семейная картина», «Свои люди - сочтемся!», «Утро молодого человека», «Неожиданный случае», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами». Второй период жизни и творчества драматурга (1860-1875): 1) пьесы, отражающие жизнь пореформенной России - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа («Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и исторические пьесы, изображающие сильные характеры («Козьма Захарьич Минин, Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»).

Третий период жизни и творчества драматурга (1875 - 1886): пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о тружениках, разночинцах, актерах («Богатые невесты», «Правда. - хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые».

В «Грозе» как в драматическом произведении основу сюжета составляет развитие конфликта. Драма состоит из пяти действий, каждое из которых изображает определенный этап борьбы - действие 1: социально-бытовой фон конфликта, неизбежность (предчувствие) конфликта; действие 2: непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с «темным царством»; действие 3: свобода, обретенная Катериной, - шаг к трагической гибели героини; действие 4: душевное смятение Катерины - следствие свободы, обретенной ею; действие 5: самоубийство Катерины как вызов самодурству.

Каждое действие распадается на отдельные сцены, т. е. на такие отрезки текста, в которых конфликт изображается в каком-либо одном ракурсе, видится глазами какого-либо одного персонажа. Конфликт в «Грозе» развивается быстро и напряженно, что достигается особым расположением сцен: с каждой новой сценой, начиная от завязки конфликта, растет напряженность (драматический накал) борьбы. Эта напряженность усиливается и другими приемами: во-первых, соблюдением закона ретроспекции в расположении некоторых сцен; во-вторых, изображением таких явлений, которые, выражая предчувствие беды, вызывают у зрителя состояние эмоциональной тревоги.

Сцена 1: «хозяева жизни» - Дикой и Кабаниха - в общественном мнении города. Дикой и Кабаниха представлены так, как их видит и понимает Кулигин. Первая сцена дает представление о времени и месте действия, о характере действующих лиц и жизненной позиции, которую каждый из них занимает. Дикого еще нет на сцене, но мы уже получаем об герое ясное представление по тому, что о нем говорят Кудряш, Шапкин, Кулигин. Затем появляется Дикой, он грубо ругает Бориса Григорьевича, ругает просто так, ни за что, только потому, что тот попался ему па глаза. Из того, что говорят о Диком, и из его реплик, обращенных к Борису Григорьевичу, мы заключаем, что Дикой - грубый, жесткий, деспотичный человек, самодур и что Борис Григорьевич находится и экономической зависимости от него. Появление Дикого означает завязку социального конфликта: в экономической зависимости от него находятся очень многие люди. Какую роль сыграет этот социальный конфликт в личной драме героев, пока еще не ясно.

Сцена 2: семейные отношения Кабановых. С первого появления Кабанихи нам ясен ее характер. Нас пугают ее представления об отношениях между родителями и детьми. Она ежечасно тиранит своих детей, требует, чтобы они боялись ее, подчинялись ей во всем беспрекословно, чтобы без ее дозволения шагу не осмеливались ступить. Она упрекает сына, называет его дураком только за то, что Тихон, как ей кажется, жену любит больше матери, за то, что он не понимает, почему жена должна бояться мужа. Мы еще не знаем, как будет развиваться личная драма героев, но уже видим, что столкновение неизбежно, раз Катерина оказалась рядом с такой натурой, как Кабаниха.

 
Катерина в этом действии кажется пассивной. Но ее молчание настораживает: у нас возникает предчувствие беды. Первое представление о Катерине мы получаем раньше, чем она появляется на сцене: Борис Григорьевич признается Кулигину в любви к Катерине. Во второй сцене мы видим Катерину рядом с Кабанихой, Тихоном и Варварой: ее молчаливая реакция па «урок» Кабанихи детям говорит о полной психологической несовместимости ее со свекровью и мужем. Ясно, что она не может любить мужа: в ее молчании во время наставлений Кабанихи Тихону мы вместе с ней переживаем досаду за Тихона и жалость к нему. Мы чувствуем: быть беде, если Катерина ответит на любовь Бориса Григорьевича. Но уже в этой сцене Катерина на прямое обращение к ней Кабанихи ответила репликой, в которой содержится «зародыш протеста» (Добролюбов): «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна», «напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Видя забитость Тихона, его полную зависимость от матери, его неумение постоять за самого себя (где уж ему постоять за жену!), мы понимаем, что в борьбе с Кабанихой Катерина будет одна - Тихон ей не опора. Сцена 5: отъезд Тихона. Центральный момент этой сцены - прощание Кате- -рины с мужем перед его отъездом. Тихон отказывается взять Катерину с собой: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Отвечая на вопрос жены: «Да неужели же ты разлюбил меня?»,- Тихон обрушивает на Катерину, жаждущую любви и сочувствия, все свои обиды и недовольство жизнью: «Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так и убежишь и от жены. Да как я знаю теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на но-ч гах нет, так до жены ли мне?» Слова эти сказаны без желания обидеть, не под горячую руку, не в гневе, а в самом хорошем расположении духа. Это норма его отношения к жене. Можно ли оправдать такую грубость и откровенность Тихона по отношению к Катерине его подневольным положением? Виновата ли Катерина, что у пего на ногах «кандалы»? Не является ли такая позиция предательством по отношению к Катерине, пусть стихийным, неосознанным? «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» - эти полные душевной боли слова Катерины усиливают паше презрительное отношение к Тихону. И когда Катерина на упрек Кабанихи, что она не воет после отъезда мужа, заявляет: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!», мы воспринимаем это как начало протеста. Сцена 6: душевное смятение Катерины после отъезда мужа. Перечитаем еще раз явление 10 - историю с ключом. Какое значение в развитии действия имеют объяснение Катерины с Тихоном перед его отъездом и история с ключом? Они означают завязку конфликта. Суть конфликта в том, что напряжение душевных сил Катерины, обреченной в доме Кабановых па полное одиночество, на унизительное положение человека, достоинство которого грубо попирается, достигло предела. Кончилось се терпение, так жить она больше не может: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..» Почему стремление Катерины быть человеком, остаться самой собой нашло выражение в любовном порыве, понять нетрудно. Вспомним, как она самой себе боится признаться в любви к Борису, как она хочет любить мужа, как ищет в Тихоне поддержки и борьбе с чувством, охватившим ее. Любить или не любить - это единственное, в чем женщина, замкнутая в кругу семейных, домашних обязанностей, могла проявить свою свободу. Других форм проявления независимости у женщины из мещанско-купеческой среды не было.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме О развитии конфликта в драме «Гроза». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > О развитии конфликта в драме «Гроза»
Гроза

Гроза


Сочинение на тему О развитии конфликта в драме «Гроза», Гроза