А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из пятого действия пьесы А Н Островского «Гроза») - сочинение



Сцена прощания Катерины с Борисом — одна из самых пронзительных и лиричных, с одной стороны, и «нагруженных» в смысловом отношении, с другой. Она является ключом к пониманию того трагического конфликта, втянутой в который оказывается Катерина, конфликта, связанного не с внешними событиями (любовь к другому, измена мужу, тяжелая обстановка в доме, суровая свекровь и так далее), а с событиями духовной жизни героини. Основная проблема пьесы есть отражение трагической антиномии внутренней жизни Катерины Кабановой, тех процессов осознания себя как личности, которые в итоге и привели к трагической развязке драмы. Особенности отношений Катерины с окружающими заключаются в том, что это сплошные «диалоги непонимания». Кем бы ни был собеседник, разговор всегда ни к чему не приводит: Катерина оказывается всегда как бы по другую сторону своих vis-а-vis — либо их убеждений, либо жизненных принципов, либо особенностей личности. Так, ее страдания и мучения в доме Кабанихи кажутся совершенно непонятными Варваре, которая давно нашла удобные способы обхода существующих правил; не понимает Катерину и Тихон, занятый собственными переживаниями.

Схожими оказываются и ситуации общения с Борисом, что мы и постараемся показать в анализируемой сцене последнего прощания героев. Эмоциональный настрой Катерины и Бориса при их встрече очень схож: они оба тяжело переживают предстоящую разлуку, но воспринимают они ее по-разному и разными словами говорят о ней. Переживания Катерины отражаются в сбивчивости, прерывистости и непоследовательности реплик: глубина потрясения и насыщенность внутреннего монолога героини, который развертывается в этот момент, делает невозможным полный перевод ее мыслей и чувств во внешнюю речь. Отсюда и ее вопросы «Ты не забыл меня?» и «Ты не сердишься?», хотя совершенно ясно, что эмоциональные и умственные реакции Бориса, которые возможны в данной ситуации, кажутся неподходящими и неожиданными. Но важной здесь оказывается не семантика, а весь эмоционально-смысловой комплекс, который несут реплики главной героини.

Катерина просит Бориса взять ее с собой в Сибирь, на что Борис отвечает вполне логичным и закономерным отказом, не понимая, что его «да» — это то, что ей сейчас больше всего необходимо услышать, — и отнюдь не как реальное приглашение поехать с ним, а как свидетельство его чувств к ней. Осознает это и сама Катерина: она не продолжает настаивать, зная, что никогда за ним не последует, и говорит: «Сначала только разве скучно тебе будет, бедному, а там и позабудешь». Ответ Бориса («Что обо мнето толковать! Я вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?») вновь не совпадает с той возможной его реакцией, которой ожидает Катерина: ее собеседник просто меняет тему. Причины этого могут заключаться в том, что правоту ее слов сам Борис хорошо осознает, но разворачивать эту тему или же лгать Катерине, уверяя ее в своей вечной преданности, в теперешней ситуации становится невозможно. Важен и сам смысл задаваемых здесь им вопросов и той перспективы, на которую они указывают: Борис обеспокоен тем, как же Катерина будет продолжать жить в доме Кабанихи, когда об их тайной связи стало всем известно. Слова Бориса могут расцениваться как проявление его заботы, кроме того, это еще и раскрытие его точки зрения на произошедшее и происходящее. При всей значимости и важности отношений с Катериной, этот разрыв Борис отнюдь не склонен воспринимать как фактический конец жизни — а именно так видит положение вещей сама героиня, хоть и не говорит об этом.



 
Катерина пытается объяснить Борису, что именно она переживает, какое значение для нее имели отношения с ним, что ей теперь осталось, когда он уезжает навсегда, но оказывается, что все слова несоотносимы с происходящими событиями, не передают реальной сути вещей. Масштабы того, что должно быть проговорено, не соотносятся с реальным временем. В момент лихорадочного и обостренного переживания Катериной своего прошлого, настоящего да и будущего Борис — уже с точки зрения здравого смысла — начинает беспокоиться о том, что их могут застать и у них обоих могут быть неприятности. Это, на мой взгляд, совершенно несоизмеримое со значимостью момента замечание. И Катерина понимает, что далее обсуждать прошлое и трагедию их раздельного будущего просто не имеет смысла. Читатель же здесь впервые с ясностью осознает характер грядущей развязки драмы Островского. Катерина просит Бориса подать всем нищим, которые ему встретятся, и просить об помолиться за нее: «да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу». «Грешную» — это и измена мужу (тяжелейший грех в православной вере), и те изменения в ней самой, которые Катерина рассматривает как невозможные и несоотносимые с ее представлениями о жизни и ее воспитанием, и, возможно, грядущее самоубийство. Текст не позволяет говорить нам о том, что на этот момент Катерина уже задумала совершить самоубийство, но очевидно то, что она с ясностью осознает невозможность для себя продолжать старую жизнь — в одном доме с нелюбимым и таким далеким от нее мужем и суровой и властной свекровью. Катерина уже сейчас предчувствует скорый и неизбежный конец своей жизни, хотя мысль о самоубийстве еще не произносилась. И именно здесь, видимо впервые, Борис осознает цену для Катерины всего того, что произошло между ними, цену ее согласия на его любовь. Он понимает, что дальнейшей жизни для Катерины нет и быть не может в принципе, что выход остается только один, и произносит последние слова: «Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!» И эти u1089 слова предрекают скорый конец драмы: Катерине действительно недолго осталось мучиться в «жестоком мире» города Калинова и несравнимо более тяжелых собственных внутренних мучениях, благополучно разрешить которые оказывается невозможно. Проанализировав сцену, мы увидели, что истинного и глубокого понимания между Катериной и Борисом не было и так и не возникло. Они очень по-разному смотрят на произошедшее и его смыслы, хотя ближе к финалу сцены их точки зрения сближаются. Однако смысловая глубина происходящего и того, что скоро произойдет, не позволяет все это проговорить (да и есть ли смысл в этом озвучивании?). И Катерина, и Борис поглощены тем, что происходит внутри них самих и плохо слышат друг друга в предчувствии того, что скоро произойдет. Мысль о смерти становится уже неотступной. Воспитанная в лучших народных традициях, Катерина не может и не хочет смириться с деспотическими домостроевскими порядками. Ее мучит вопрос о страшном грехе самоубийства, в решении которого она уповает только на христианскую любовь: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться». Предсмертный монолог Катерины пронизан мотивами жизненного тепла и света, красоты природного мира. Она отторгается не от Божьего мира, а именно от «темного царства». Согласно добролюбовской интерпретации «Грозы», героиня с сильным и цельным русским характером бросает решительный вызов «темному царству». Русская жизнь в драме Островского показана на социальном и нравственном переломе, в состоянии глубокого кризиса. По-своему трагично и положение антагонистки трагедии. Кабаниха чувствует, что старый патриархальный мир рушится, и всеми силами старается этому противостоять (важно уточнение: Кабаниха отстаивает худшие порядки старого мира. Но остановить процесс перемен уже невозможно. Варвара и Кудряш бегут из Калинова. Тихон, потрясенный смертью жены, в ее гибели прямо обвиняет Кабаниху: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»). Отрицая «темное царство», гениальный драматург утверждает ценность и достоинство человеческой личности. В русской u1075 героине из народной среды он открыл героический характер, несущий в себе огромный потенциал любви и добра.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из пятого действия пьесы А Н Островского «Гроза»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из пятого действия пьесы А Н Островского «Гроза»)
Гроза

Гроза


Сочинение на тему Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из пятого действия пьесы А Н Островского «Гроза»), Гроза