Проблема человеческого достоинства в драме А Островского "Гроза" - сочинение
А. Н. Островский определил жанр своего произведения как драму, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность событий, изображенных в ней. Основная тема «Грозы» — столкновение между утеснителями (Кабаниха, Дикой) и утесняемыми (Катерина, Тихон, Борис, Кулигин и другие) органически связана с ее конфликтами: между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными проявлениями свободы человеческой личности, семейным, общественным.
В городе Калинове власть принадлежит самодурам, и основана эта власть на моральной и материальной зависимости людей. О порядках, царящих в семье Дикого, читатель узнает из диалога Бориса и Кудряша:
Кудряш: Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.
Борис: Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»... А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!
Кудряш: Батюшка! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
Борис: А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.
Похожая ситуация и в семье Кабановой, только там «все под видом благочестия». Кулигин так отзывается о Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Домочадцы Кабанихи не смеют противоречить ей. Тихон во всем соглашается с матерью и лишь авторские ремарки («вздыхая, в сторону: Ах ты, господи!») помогают понять истинное отношение к постоянным нравоучениям. Варвара, его сестра, выработала свою линию поведения: она тоже не перечит матери вслух, а про себя комментирует: «Не уважишь тебя, как же!» У нее свой взгляд на жизнь: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто».
Каждый герой по-своему приспосабливается к жизни в Калинове. Варвара поучает Катерину: «...Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том (на лжи) держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Тихон от безысходности пьет втихую, Борис лишь вздыхает: «Эх, кабы сила!». Кулигин советует Борису «угождать как-нибудь» Дикому, а себя утешает мыслью о том, что скоро разбогатеет, изобретя перпетуум-мобиле: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион! Тогда я поговорю!» Немного другая позиция у Кудряша, который в городе считается грубияном. Он сожалеет, что в городе мало «парней-то на мою стать, а то бы» Дикого «озорничать-то отучили»: «Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался». Возможно, и прав был Кудряш, говоря о таком методе борьбы с «ругателем» Диким. Ведь мы видим, что с равными себе, например, с Кабановой, Савел Прокофьевич ведет себя совсем по-другому. Как говорится, сила чувствует силу. Марфа Игнатьевна, не церемонясь, обрывает Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!». И Дикой меняет тон, оказывается, разговаривать умеет по-человечески: «Постой, кума, постой! Не сердись...».
Но Кудряш готов бороться с Диким и другими методами (причем низкими и подлыми): «Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет... Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!».
Лишь Катерина смеет в открытую заявлять свекрови о своем человеческом достоинстве: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Завязка драмы определяется литературоведами по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием героини. Более распространенной и, по моему мнению, правильной является полный чувства собственного достоинства ответ Катерины на придирки свекрови: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю».
Кабаниха, видя такое сопротивление со стороны невестки, пытается сломить ее, унизить. Чего стоит сцена, когда Кабанова заставляет давать Тихона наказы жене! Возможно, это и стало последней каплей, и Катерина решилась на измену. Но эта измена тяжким грузом легла на душу Катерины и приводит ее к самоубийству.
По поводу самоубийства Катерины тоже можно поразмышлять. Что это: слабость или протест, попытка вырваться из неволи? Конечно, в поведении главной героини есть и слабые, и сильные стороны, но в целом она единственная, кто отвергает принципы домостроевской нравственности, пусть и ценой своей жизни, скорее подсознательно, чем осознанно, в порыве чувств, но все же это — протест против устоев окружающего мира.
Катерина могла бы приспособиться, как Варвара, продолжать встречаться тайком с Борисом, продолжая обманывать семью. Но это значило бы, что Катерина примирилась со своей долей и стала такой же, как другие — порочной и лживой. Катерина, несмотря на измену, остается чистой в душе.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Проблема человеческого достоинства в драме А Островского "Гроза". Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Гроза
> Проблема человеческого достоинства в драме А Островского "Гроза"