А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема человеческого достоинства в драме А Островского "Гроза" - сочинение

А. Н. Островский определил жанр своего произве­дения как драму, подчеркивая этим широкую распро­страненность конфликта пьесы, повседневность собы­тий, изображенных в ней. Основная тема «Грозы» — столкновение между утеснителями (Кабаниха, Ди­кой) и утесняемыми (Катерина, Тихон, Борис, Кули­гин и другие) органически связана с ее конфликтами: между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными проявлениями свободы человече­ской личности, семейным, общественным.

В городе Калинове власть принадлежит самоду­рам, и основана эта власть на моральной и материаль­ной зависимости людей. О порядках, царящих в семье Дикого, читатель узнает из диалога Бориса и Кудря­ша:

Кудряш: Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь ос­нована на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни од­ного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

Борис: Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»... А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он об­ругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш: Батюшка! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис: А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Похожая ситуация и в семье Кабановой, только там «все под видом благочестия». Кулигин так отзы­вается о Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Домочадцы Кабанихи не смеют противоречить ей. Тихон во всем соглашается с матерью и лишь авторские ремарки («вздыхая, в сто­рону: Ах ты, господи!») помогают понять истинное от­ношение к постоянным нравоучениям. Варвара, его сестра, выработала свою линию поведения: она тоже не перечит матери вслух, а про себя комментирует: «Не уважишь тебя, как же!» У нее свой взгляд на жизнь: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто».



























 
Каждый герой по-своему приспосабливается к жизни в Калинове. Варвара поучает Катерину: «...Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том (на лжи) держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Тихон от безысходности пьет втихую, Борис лишь вздыхает: «Эх, кабы сила!». Кулигин советует Борису «угождать как-нибудь» Дикому, а себя утешает мыс­лью о том, что скоро разбогатеет, изобретя перпету­ум-мобиле: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион! Тогда я поговорю!» Не­много другая позиция у Кудряша, который в городе считается грубияном. Он сожалеет, что в городе мало «парней-то на мою стать, а то бы» Дикого «озорни­чать-то отучили»: «Вчетвером этак, впятером в пере­улке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывал­ся». Возможно, и прав был Кудряш, говоря о таком методе борьбы с «ругателем» Диким. Ведь мы видим, что с равными себе, например, с Кабановой, Савел Прокофьевич ведет себя совсем по-другому. Как гово­рится, сила чувствует силу. Марфа Игнатьевна, не це­ремонясь, обрывает Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе доро­га!». И Дикой меняет тон, оказывается, разговаривать умеет по-человечески: «Постой, кума, постой! Не сердись...». Но Кудряш готов бороться с Диким и другими ме­тодами (причем низкими и подлыми): «Жаль, что до­чери-то у него подростки, больших-то ни одной нет... Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!». Лишь Катерина смеет в открытую заявлять свекро­ви о своем человеческом достоинстве: «Напрасли­ну-то терпеть кому ж приятно!» Завязка драмы опре­деляется литературоведами по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием герои­ни. Более распространенной и, по моему мнению, пра­вильной является полный чувства собственного дос­тоинства ответ Катерины на придирки свекрови: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не до­казываю». Кабаниха, видя такое сопротивление со стороны невестки, пытается сломить ее, унизить. Чего стоит сцена, когда Кабанова заставляет давать Тихона на­казы жене! Возможно, это и стало последней каплей, и Катерина решилась на измену. Но эта измена тяж­ким грузом легла на душу Катерины и приводит ее к самоубийству. По поводу самоубийства Катерины тоже можно по­размышлять. Что это: слабость или протест, попытка вырваться из неволи? Конечно, в поведении главной героини есть и слабые, и сильные стороны, но в целом она единственная, кто отвергает принципы домостро­евской нравственности, пусть и ценой своей жизни, скорее подсознательно, чем осознанно, в порыве чувств, но все же это — протест против устоев окру­жающего мира. Катерина могла бы приспособиться, как Варвара, продолжать встречаться тайком с Борисом, продолжая обманывать семью. Но это значило бы, что Кате­рина примирилась со своей долей и стала такой же, как другие — порочной и лживой. Катерина, несмот­ря на измену, остается чистой в душе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема человеческого достоинства в драме А Островского "Гроза". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > Проблема человеческого достоинства в драме А Островского "Гроза"
Гроза

Гроза


Сочинение на тему Проблема человеческого достоинства в драме А Островского "Гроза", Гроза