А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сила характера Катерины и трагическая острота конфликта в пьесе А Н Островского «Гроза» - сочинение


В 1859 г. вышла первая двухтомная книга А. Н. Островского, в этом же году вышла статья Н. Добролюбова «Темное царство». В ней великий критик дал характеристику социальной среды купечества, Это «мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия», «над ними буйно и безотчетно владычествует самодурство», «...принятые ими понятия наилучшие в мире... темная масса, ужасная в своей наивности и неискренности». «Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства», — вопрошает Н. А. Добролюбов. Пьеса Островского «Гроза» явилась ответом на этот вопрос. Остро поставлены в пьесе нравственный и социальный вопросы. Обличение купечества — вот основная тема пьесы. Нельзя не отметить и новаторства произведения, заключающегося в том, что на первый план выведена героиня из народной среды. Следом* за пьесой появилась статья Добролюбова «Луч света в темном царстве». Пьеса и статья объединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия.

Главная героиня, Катерина, не побоялась бросить вызов самодурному обществу, отстаивая свое право на свободу. «Характер Катерины составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», — пишет Добролюбов. Как же развивается этот характер? В первое время пребывания в доме Кабановых у нее много доверчивости, вот от чего до времени она не высказывает противодействия окружающим. Однако жизнь идет. У нее возникают желания чем- то наполнить свою жизнь. Условия ее существования — это поиск любви и преданности. Хотя в пьесе мы застаем Катерину в начале ее любви к Борису, но все еще видны последние отчаянные усилия Катерины сделать себе милым своего мужа, но Тихон Не опора ей и в этом: «...с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!», «Да как я знаю теперича, что никакой угрозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Слова эти сказаны не под горячую руку, а в самом хорошем расположении духа. Это стихийное и неосознанное предательство Катерины, и она говорит о своей душевной боли, вызванной словами мужа: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Добролюбов пишет в своей статье о Тихоне, что он «до крайности бесхарактерный... в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может».

Оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная тоска ее однообразной жизни и желание воли, простора, не нашедшие отзыва в муже, — это, а не только привлекательность Бориса влечет ее к нему. Ее мучит не сам факт измены мужу, а вся та обстановка в доме Кабановой, которая требует, чтобы она лгала и обманывала, в этой лжи она видит свое величайшее преступление. Катерина пытается быть собой в тех условиях, в которых она оказалась, даже пытается подавить любовь к Борису. Но все это претит ее натуре.

Возвращается Тихон, и жизнь ей стала не в жизнь. Чистая горячая натура, она не хотела таиться, хитрить, изворачиваться, ей нужна была гармония в чувствах, в душе, а не двойное существование.. И при всем народе, в церкви, она покаялась во всем мужу: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешная перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому».

Тихон побил маленько свою жену, свекровь заперла её на замок и начала поедом есть. С их точки зрения, ей было даровано прощение в семье. И все осталось в своем прежнем виде: тот же дом, где все держится на обмане, тот же затаенный мир кабаних и диких и то же одиночество Катерины. Та же ее тоска по чему-то яркому, сильному, красивому, по чему-то неосознанно привлекательному, что вдохнуло бы смысл и радость в ее жизнь (ее признание о том, как ей хотелось бы стать птице, расправить крылья и улететь).

 
ег Катерина — редчайший в мировой литературе тип человека из народа, в котором так неукротимо стремление именно к духовно богатой жизни. Не радости минуты, часа, дня — ощущения полета, чистоты, света требует она от жизни. «Русский сильный характер... созидающий, любящий, идеальный... ; она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей», — писал о ней Добролюбов. В то историческое время, да еще в обстановке купеческой среды выход этих стремлений человек, а женщина в особенности, находил в любви. И Катерина в силу страстности своего характера не останавливается ни перед чем. «Закон, родство, людской суд, обычаи— все исчезнет для нее перед силой внутреннего влечения». Она согласна .бежать с Борисом, но он целиком зависит от дяди, да он и не герой, он не стоит Катерины. «Она и полюбила-то его больше на безлюдье», — говорит Добролюбов. Она принимает решение умереть — это единственный путь, который избавит ее от жалкого прозябания: «В могиле лучше... Люди мне противны, и дом мне противен, стены противны! Не пойду туда!» . Сила или.слабость ее в этом, этот вопрос Островский предлагает читателю решить самому. . С одной стороны, готовность пойти на самоубийство требует неимоверных душевных сил, с другой—это неспособность бороться, противостоять внешним обстоятельствам. Другой известный критик Д. И. Писарев писал по этому поводу: «Совершив много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость». Но все же думается, что в контексте пьесы для Катерины это был единственный выход. Суть конфликта в том, что напряжение душевных сил Катерины, обреченное на полное одиночество, на грубое попрание ее человеческого достоинства, достигло предела. Она поняла, что больше так жить не может, и смерть ее явилась протестом, отрицанием темного царства. Именно поэтому Катерина в глазах современников и предстала «лучом света в темном царстве».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сила характера Катерины и трагическая острота конфликта в пьесе А Н Островского «Гроза». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > Сила характера Катерины и трагическая острота конфликта в пьесе А Н Островского «Гроза»
Гроза

Гроза


Сочинение на тему Сила характера Катерины и трагическая острота конфликта в пьесе А Н Островского «Гроза», Гроза