А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема греха возмездия и покаяния в пьесе А Н Островского «Гроза» - сочинение

Пьеса А.Н. Островского «u1043 Гроза» — одно из вершинных произведений писателя, включившее в себя в той или иной степени все центральные темы его творчества: отношения народа и дворянства, сущность народной жизни, ее проблемы, трансформации внутри сословий, обусловленные историческим временем, и их отражение в нравственно-мировоззренческих установках, положение женщины в семье, слом эпох и его последствия в русском обществе, и многие другие.

Смысловая доминанта «Грозы» — это смена эпох, неумолимо движущееся Время, влекущее изменения в представлениях о нравственности, морали, Боге, добродетели, о правилах семейного уклада и о наказании за грехи. Как же раскрываются эти проблемные узлы в пьесе? В пьесе показаны неотвратимые исторические изменения, развертывающиеся в глухом небольшом городке на Волге, общественный и семейный уклад в котором являет собой воплощение традиции. Уклад жизни здесь — результат складывавшегося веками единого канона правил, в основе которого лежит православная вера и ее установки. Все жители города находятся в поле действия этих сложившихся законов, порядков и обычаев и на первый взгляд живут, следуя им. Но по мере развития действия оказывается, что так или иначе все верны только букве и внешней форме этих канонов, забывая об их содержании, поскольку содержание уже нивелировалось из-за произошедших изменений. Патриархальная Россия оказывается уже больше воспоминанием, нежели окружающей реальностью. Человек больше не является прежде всего частью рода, а становится индивидуальностью со своей собственной волей и личными представлениями о добре и зле. Герои пьесы оказываются перед тремя альтернативами реакции на происходящее и, соответственно, жизненного выбора. Проблему выбора можно рассмотреть на примере Кабанихи, Варвары и Кудряша, и Катерины. Кабаниха безраздельно предана сложившимся веками правилам и канонам и готова на все ради их сохранения и соблюдения. Этого она требует от всех окружающих, не отдавая себе отчета в том, что эти правила уже давно содержательно «опустошены». Мир Кабанихи неумолимо рушится, но она не желает признавать этот факт. В результате то, что при Домострое было гармоничным и естественным укладом жизни, превращается благодаря ей в неумолимый деспотизм, вытесняющий естественные отношения между людьми и отчуждающий всех друг от друга. Именно на Кабанихе лежит ответственность за произошедший духовный разрыв между Катериной и Тихоном. Она предпочла форму содержанию, и природа возмездия ей становится очевидной в финале драмы: сын, который так долго подчинялся и уже давно лишь играл в почтение к матери, бунтует открыто, обвиняя Кабаниху в гибели невестки: «Это Вы ее погубили!» Это — персонификация уже случившегося краха всего старого мира, который еще не стал очевиден только для самой Кабанихи, а непонимание сына — символ несовместимости матери с новым миром, который для нее оказывается неприемлем. Жизнь Марфы Игнатьевны по большому счету уже закончена — так же как и жизнь Катерины. Никакого будущего, кроме созерцания обломков прошлого, с которым Кабаниха не в состоянии расстаться, для нее нет. Варвара и Кудряш — герои, которые легче всех переживают происходящие изменения. Формально они остаются верными всем старым традициям и сложившемуся укладу, но на самом деле оба живут так, как им удобно. Умело лавируя между старым поколением и его требованиями к формальным приличиям и собственными стремлениями к воле, они единственные избегают трагических осложнений и конфликтов. Но появляется вопрос о том, что делает возможным такой благополучный путь.





 
Возможным он оказывается благодаря тому, что ни Кудряш, ни Варвара не обременяют себя решением мировоззренческих вопросов и не обладают четкой и твердой собственной позицией и легко идут на компромисс: «Лишь бы шито-крыто было». То есть благополучие достигается благодаря довольно значительной личностной ограниченности. Пожалуй, именно поэтому ни Кудряш, ни Варвара не несут никакого возмездия за свои поступки и свой выбор: они существуют по другую сторону понятий греха, покаяния или возмездия. Самой трагической оказывается судьба Катерины. Воспитанная на традиционных правилах, она восприняла не форму и букву этих правил, а прежде всего содержание, которое стало основой жизни и направлением ее построения. И изменения происходят не в сфере убеждений Катерины, но в сфере личности, когда начинается процесс индивидуализации, лишь принявший форму незаконной, преступной любви по отношению к Борису. Таким образом, Катерина оказывается в ситуации трагического разрыва: ее вера в Бога и представления о нравственности делают невозможными эту любовь и сами изменения, происходящие в личности Катерины, но также невозможно оказывается остановить эти изменения. Компромисс оказывается для героини неприемлемым в силу особенностей ее сознания: ее убеждения являются частью ее жизни, а возвышенная и пылкая вера в Бога — центром ее натуры. Изменить себе Катерина также оказывается не в состоянии — это было бы равносильно предательству, продолжение жизни оказалось бы автоматически обессмысленным. Таким образом, она совершает грех, принести покаяние в котором нельзя: ведь покаяние означает перемену в человеке, когда он больше не может совершать этот грех, оказываясь по его другую сторону. Но этот грех оказывается соприроден тем трансформациям во внутренней жизни героини, понять которые она сама не в состоянии. И здесь как раз начинается возмездие: Катерина не может принести покаяние в содеянном, но продолжать так жить дальше тоже оказывается невозможно. Она кончает с собой, принеся перед этим публичное покаяние в измене мужу, и совершает самый страшный в православной традиции грех самоубийства: отказ от жизни, которая была дана Богом — вызов Богу. Но в сложившейся ситуации это оказывается единственным приемлемым решением. Таким образом, происходит своеобразное совмещение греха и возмездия, а покаяние, даже истинное по природе, оказывается нерезультативным. Но при этом из всех героев пьесы только Катерина смогла сохранить свою личностную u1074 высоту, пронести то, что было свято, и принять то новое, что в ней самой появилось помимо ее воли. В качестве вывода можно заметить, что в этой драме Островский осмысляет традиционное одномерное понимание сущности греха, покаяния и возмездия: человеческие представления о моральных и нравственных императивах могут фатально расходиться с теми законами, которые действуют в жизни объективно. Жизнь в таком случае определяется не в этих часто искажаемых терминах, а тем сознательным и ответственным выбором, который человек делает в каждый момент своего бытия.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема греха возмездия и покаяния в пьесе А Н Островского «Гроза». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > Тема греха возмездия и покаяния в пьесе А Н Островского «Гроза»
Гроза

Гроза


Сочинение на тему Тема греха возмездия и покаяния в пьесе А Н Островского «Гроза», Гроза