А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Темное царство» в пьесе А Н Островского «Гроза» - сочинение



Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный про­тест бывает тот, который подымается наконец из грязи самых слабых и терпе­ливых.
НЛ. Добролюбов

Пьесы Островского не были вымыслом. Они были рож­дены самой жизнью, а автор лишь придал им форму, вло­жил в уста героев литературные слова.

Каким же было это время, порождавшее столь чудо­вищные события? Обратимся к истории.
Конец 50-х годов прошлого века — переломный момент в судьбе России. Еще живо крепостное право, но это уже агония. Уже зародились разночинцы; уже проник на Русь гуманизм. Но уже набрали силу «новые люди старого вре­мени» — купцы старой закалки. Уже власть в руках этих купцов, но ветер грядущих перемен грозит вырвать эту власть из их рук. И дует этот ветер не со стороны эксп­луатируемых. Этот ветер рожден в самом гнезде купече­ства. Этот ветер — идеалы их детей.

Как же проявляется это время, эта борьба старого и нового, борьба отцов и детей в драме Островского «Гроза»?

Уже с первых строк перед нами раскрываются харак­теры героев и их взаимоотношения. И далеко не случай­но первым человеком, проявляющим ХОТЬ СКОЛЬКО-ТО СВОЮ натуру в пьесе, является механик-самоучка и поэт Кули, гин. В пьесе о нем сказано: «отыскивающий перпетуум мо- биле, за который англичане миллион дают». Но миллион тот нужен Кулигину не для собственного блага, а чтоб «работу мещанству дать». Кулигин — это как бы нрав- ственный эталон, с которым невольно сравниваешь всех остальных героев драмы.

И тут же, в самом начале, появляется и Дикой «ругатель», «которого поискать надо», который, «как с цепи сорвался» и «ни за что человека оборвет». Этот тип ругает всех и вся (кого не боится, разумеется); он находит­ся со своими домашними в постоянном состоянии войны, а его жена по утрам слезно умоляет окружающих: «Ба­тюшки, не рассердите! Голубчик, не разбудите!». Да как его не рассердить? Он ведь просто не желает платить кому бы то ни было, за что бы то ни было, хотя сам сознает всю нелепость подобного действия.

Мало того, что он скуп и эгоцентрист, он еще и трус. Довольно вспомнить, как он ведет себя с людьми, стоящи­ми выше его (скажем, с гусаром на перевозе) или как он побаивается собственного приказчика.

Если Кулигин — эталон нравственной чистоты, то Ди­кой — это тоже эталон, но эталон низости и грязи.


 
Не без умысла создал Островский эти два типа. Ди­кой — типичный купчишка, и его круг общения — Каба­ниха и ей подобные. Кулигин же общается с молодыми - с Кудряшом и Борисом. И тот эпизод, когда Кулигин просит у Дикого всего- навсего десять рублей «на пользу обществу», а тот ему отказывает, обозвав попутно вором и разбойником, отнюдь не случайно. Это — извечное противоречие благородства и глупости, ума и подлости. Это противоречие очень важно для понимания «Грозы». Но оно выражает не основную сюжетную линию драмы, а глубокий конфликт между Кабанихой и Катериной. Кабаниха — вот главный антигерой «Грозы». Это «хан­жа», которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это — чудовище, стоящее на страже «порядка». Тип жен­щины-самодура, по замечанию Добролюбова, куда опасней самодура-мужчины. Посмотрите, ведь Дикой не может быть страшен — ибо весь его ужасающий облик заключен в рамки. Кабаниха же куда страшнее — ведь она вырабо­тала себе целый свод каких-то правил и требует от окру­жающих безоговорочного подчинения им. Но мир рушит­ся на ее глазах. Уж и сын ее Тихон не понимает, зачем жена должна его бояться, и не умеет проститься по обы­чаю. Уж и Катерина не желает «выть» после отъезда мужа. Рушится старый порядок, и Кабановой становится страшно. Но она — сильная и деспотичная личность, и она не желает смириться. Она борется — и за это достойна ува­жения и... ненависти. Кто же ей противостоит? Катерина! Крайне религиоз­ная и крайне правдивая, но решительная и гордая. О, эта личность не слабее Кабановой! Но она — только отраже­ние нового ветра, ветра перемен. Она еще зависима от мужа и его матери, но она уже свободна душой. Конфликт между этими двумя особами неизбежен: Ка­терина не умеет терпеть, а Кабанова — прощать. Как может Катерина любить Тихона, достойного лишь жалости? Как она может не искать какого-то смысла в своей жизни? Как душа ее может не стремиться к любви? И тут появляется Борис, оказавшийся в конечном счете пустым местом. Но на безрыбье — и рак рыба. И Катери­на, ищущая приложения своим молодым чувствам, влюб­ляется в Бориса. После этого она обречена. Лгать она не может, прав­ды же ей не простят. Но смерть Катерины — это еще не кульминация. Идей­ная кульминация пьесы — это ее конец. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судьей, который милосерднее вас!» — это взорвался негодованием непротивленец Кулигин. И Тихон, безответный Тихон вторит ему: «Маменька, это Вы ее погубили! Вы! Вы!» Видимо, совсем плохи дела старого порядка, коль са­мые забитые, самые безответные поднялись против него. И это дело рук нового поколения. Это дует ветер перемен. Это - «луч света в темном царстве»!





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Темное царство» в пьесе А Н Островского «Гроза». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > «Темное царство» в пьесе А Н Островского «Гроза»
Гроза

Гроза


Сочинение на тему «Темное царство» в пьесе А Н Островского «Гроза», Гроза