А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Борьба миров в поэме А Блока «Двенадцать» - сочинение



Восемнадцатого февраля в газете левых эсеров «Зна­мя труда» была опубликована новая поэма Блока «Две­надцать». Уже в апреле журнал «Наш путь» перепеча­тал поэму, а в мае она вышла отдельной брошюрой. В том же восемнадцатом году поэма вышла дважды отдель­ным изданием, распространилась по России и в различ­ных городах (в том числе и в Ставрополе) была издана десять раз. В 1919 году в Красноярске при власти Кол­чака ее издали подпольно в виде листовки и расклеива­ли по городу.

«Двенадцать» выходила и в русских зарубежных изда­тельствах в Париже, Софии, Берлине, Львове. В 1958 году к судебной ответственности был привлечен крупнейший греческий поэт Янис Рицос за перевод и публикацию по­эмы на греческом языке. Эти факты говорят о том, какой большой популярностью пользовалась поэма в то время н имела революционизирующее воздействие.

Открывается произведение панорамой вечернего Пет­рограда: дует резкий ветер, играет поземка. И на фоне снежной бури, символизирующей революцию, показы­ваются люди, растерявшиеся от всего происходящего: старушка, озлобленный буржуй, прячущий лицо в во­ротник, интеллигент-«вития» (писатель), что-то бормо­чущий вполголоса о гибели России, толстобрюхий на­пуганный поп, жеманные барыни, уличные проститут­ки, бездомный бродяга...
И здесь в поэму вступают «державным шагом» две­надцать красногвардейцев, ночной патруль в револю­ционном Петрограде, и дальнейшее развитие сюжета связано с ними: увидев на лихаче с другим свою воз­любленную, Петька убивает Катьку и потом сокрушает­ся о происшедшем. Товарищи призывают его не ски­сать, проявить выдержку, внутренне подобраться на­встречу тяжелому «бремени», которое ожидает их впереди. Речь их достаточно грубовата, чтобы назвать ее участием в беде товарища:

Что ты, Петька, баба что ль? Поддержи свою осанку! Над собой держи контроль! Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой!
И далее двенадцать красногвардейцев все тем же дер­жавным шагом проходят по поэме. Сюжет совершенно незатейлив и сам по себе никакой борьбы миров не пред­ставляет. Но тем не менее в поэме отразилась атмосфе­ра эпохи, борьба старого и нового запечатлелась в сим­волах и образах.

В первую очередь необходимо заметить, что Блок в своей поэме применил прием контраста, и он ощущает­ся с первых строк:
Черный вечер, Белый снег~.

«Черное» символизирует собой старый мир с его по­рядками, попами, буржуями, проститутками... «Белое» олицетворяет все праведное, чистое и святое: это воль­ная метель, белоснежный венчик Христа.

Снежная вьюга в «Двенадцати» — это символ «исто­рической погоды», образ самой революции. Черный ве­чер и белый снег воплощают в своей контрастности ис­торическую бурю, потрясающую мир. Светлое, белое, снежное торжествует в конце поэмы, где разыгравшая­ся вьюга побеждает непроглядную тьму, из которой вышли двенадцать красногвардейцев. Их торжествен­ный марш по поэме неоднократно сопровождается реф­реном (повтором):

 
Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Эти слова становятся своеобразным лейтмотивом по­эмы наряду с другими лозунгами времени: Вперед, вперед, Рабочий народ! Или: Шаг держи революционный! Близок враг неугомонный! И тут же дается портрет представителя вражеского стана: Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой, Поджавши хвост, паршивый пес. Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост! В данном случае если буржуй воспринимается как образ конкретного врага, то «паршивый пес», «голод­ный пес», «пес безродный» является обобщенным обра­зом старого рушащегося мира. И этот мир так просто свои права не отдает, он увязывается за красногвардей­цами и, несмотря на угрозы, не отстает от них: Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу! Но старый в образе пса так и не покидает красно­гвардейцев: Скалит зубы волк голодный. Хвост поджал — не отстает... И так этот пес сопровождает провозвестников новой жизни (двенадцать красногвардейцев ассоциируются с двенадцатью апостолами Христа) до конца поэмы. Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови! Господи, благослови! Прозвучавший в начале произведения призыв к гос­поду «благославить» мировой пожар находит свой от­клик в самом конце. Христос является и шествует впе­реди красногвардейцев: Впереди — с кровавым флагом И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди Иисус Христос. Красногвардейцы не сознательно следует за Христом, но он незримо и неведомо для них предводительствует ими. Красный флаг в его руках не оставляет сомнений о том, что он идет во главе революции и благославляет ее своим участием в ней.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Борьба миров в поэме А Блока «Двенадцать». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Двенадцать > Борьба миров в поэме А Блока «Двенадцать»
Двенадцать

Двенадцать


Сочинение на тему Борьба миров в поэме А Блока «Двенадцать», Двенадцать