Борьба миров в поэме А Блока «Двенадцать» - сочинение
Восемнадцатого февраля в газете левых эсеров «Знамя труда» была опубликована новая поэма Блока «Двенадцать». Уже в апреле журнал «Наш путь» перепечатал поэму, а в мае она вышла отдельной брошюрой. В том же восемнадцатом году поэма вышла дважды отдельным изданием, распространилась по России и в различных городах (в том числе и в Ставрополе) была издана десять раз. В 1919 году в Красноярске при власти Колчака ее издали подпольно в виде листовки и расклеивали по городу.
«Двенадцать» выходила и в русских зарубежных издательствах в Париже, Софии, Берлине, Львове. В 1958 году к судебной ответственности был привлечен крупнейший греческий поэт Янис Рицос за перевод и публикацию поэмы на греческом языке. Эти факты говорят о том, какой большой популярностью пользовалась поэма в то время н имела революционизирующее воздействие.
Открывается произведение панорамой вечернего Петрограда: дует резкий ветер, играет поземка. И на фоне снежной бури, символизирующей революцию, показываются люди, растерявшиеся от всего происходящего: старушка, озлобленный буржуй, прячущий лицо в воротник, интеллигент-«вития» (писатель), что-то бормочущий вполголоса о гибели России, толстобрюхий напуганный поп, жеманные барыни, уличные проститутки, бездомный бродяга...
И здесь в поэму вступают «державным шагом» двенадцать красногвардейцев, ночной патруль в революционном Петрограде, и дальнейшее развитие сюжета связано с ними: увидев на лихаче с другим свою возлюбленную, Петька убивает Катьку и потом сокрушается о происшедшем. Товарищи призывают его не скисать, проявить выдержку, внутренне подобраться навстречу тяжелому «бремени», которое ожидает их впереди. Речь их достаточно грубовата, чтобы назвать ее участием в беде товарища:
Что ты, Петька, баба что ль? Поддержи свою осанку! Над собой держи контроль! Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой!
И далее двенадцать красногвардейцев все тем же державным шагом проходят по поэме. Сюжет совершенно незатейлив и сам по себе никакой борьбы миров не представляет. Но тем не менее в поэме отразилась атмосфера эпохи, борьба старого и нового запечатлелась в символах и образах.
В первую очередь необходимо заметить, что Блок в своей поэме применил прием контраста, и он ощущается с первых строк:
Черный вечер, Белый снег~.
«Черное» символизирует собой старый мир с его порядками, попами, буржуями, проститутками... «Белое» олицетворяет все праведное, чистое и святое: это вольная метель, белоснежный венчик Христа.
Снежная вьюга в «Двенадцати» — это символ «исторической погоды», образ самой революции. Черный вечер и белый снег воплощают в своей контрастности историческую бурю, потрясающую мир. Светлое, белое, снежное торжествует в конце поэмы, где разыгравшаяся вьюга побеждает непроглядную тьму, из которой вышли двенадцать красногвардейцев. Их торжественный марш по поэме неоднократно сопровождается рефреном (повтором):
Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
Эти слова становятся своеобразным лейтмотивом поэмы наряду с другими лозунгами времени: Вперед, вперед, Рабочий народ!
Или:
Шаг держи революционный! Близок враг неугомонный!
И тут же дается портрет представителя вражеского стана:
Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой, Поджавши хвост, паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост!
В данном случае если буржуй воспринимается как образ конкретного врага, то «паршивый пес», «голодный пес», «пес безродный» является обобщенным образом старого рушащегося мира. И этот мир так просто свои права не отдает, он увязывается за красногвардейцами и, несмотря на угрозы, не отстает от них: Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!
Но старый в образе пса так и не покидает красногвардейцев:
Скалит зубы волк голодный. Хвост поджал — не отстает...
И так этот пес сопровождает провозвестников новой жизни (двенадцать красногвардейцев ассоциируются с двенадцатью апостолами Христа) до конца поэмы. Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови! Господи, благослови!
Прозвучавший в начале произведения призыв к господу «благославить» мировой пожар находит свой отклик в самом конце. Христос является и шествует впереди красногвардейцев:
Впереди — с кровавым флагом И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди Иисус Христос.
Красногвардейцы не сознательно следует за Христом, но он незримо и неведомо для них предводительствует ими. Красный флаг в его руках не оставляет сомнений о том, что он идет во главе революции и благославляет ее своим участием в ней.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Борьба миров в поэме А Блока «Двенадцать». Поищите еще с сайта похожие.