А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ А А БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” - сочинение

Тема Родины в творчестве А. Блока, как, впрочем, и любого другого русского, занимает особое место. Блок обращается к ней на протяжении всей своей жизни. Родиной А. Блока была Россия, Россия начала двадцатого века. Естественно, что события, происходившие в то время, не могли не волновать поэта. В 1918 году Блок заканчивает работу над поэмой “Двенадцать”. Поэма посвящена революции, событиям того времени.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер на всем божьем свете!

Так начинается поэма. Эти строки сразу настораживают, передают ощущение того, что что-то уже случилось в этом городе.

Произведение, по законам классической литературы, должно иметь завязку, когда читателя постепенно вводят в ход событий. Здесь же очень резкое начало. Мы как бы сразу погружаемся во вьюжную ночь холодного зимнего города. Блок очень хорошо сочетает “рваный” ритм поэмы с происходящими событиями, порой ему достаточно подчеркнуть всего несколько деталей, чтобы мы ясно увидели картину происходящего. Ритмика на протяжении всей поэмы меняется: мы узнаем здесь и ритм романса, и ритм частушки. В середине произведения мы слышим даже сказочный размер:

Как пошли наши ребята 
В красной гвардии служить 
В красной гвардии служить 
Буйну голову сложить!

Или

Скука скучная 
Смертная! 

Однако события, о которых нам рассказывает Блок, совсем не сказочные. Поначалу поэт вроде бы принял революцию, но затем наступило разочарование. Поэма “Двенадцать” написана, по-видимому, когда А. Блок стал уже остывать к новой власти. В “Двенадцати” описываются ужасные события того времени. “Невеселый товарищ поп” и “буржуй на перекрестке” вызывают у нас не отвращение и ненависть, а жалость. И напротив, новая власть, представленная в поэме двенадцатью людьми, нам противна - это власть, которая зиждется на страхе. Тем более удивительно, что уже в марте 18-го года поэму опубликовали. Видимо, четверостишие:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем, .
Мировой пожар в крови 
Господи, благослови,




 
было воспринято буквально. Сейчас же оно выглядит комично. Из всех событий, пожалуй, наиболее выделяется убийство Катьки и затем оправдание этого поступка: Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжелее будет бремя Нам, товарищ дорогой! И Петруха замедляет Торопливые шаги... Он головку вскидывает, Он опять повеселел... Убийство - явление достаточно обыденное для того времени. И это естественно: старая власть была уничтожена, а новая фактически еще не построена. В стране царил хаос. Все это нашло отражение в поэме. В этом еще одна особенность произведения: рассказав в небольшом художественном произведении всего о нескольких событиях, Блок дает нам возможность представить все время в целом. Необычна композиция поэмы, а ведь любое литературное произведение, да и произведение искусства вообще, определяет именно его композиция. Для примера давайте вспомним двух великих русских писателей XIX века - Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Лев Николаевич был великим мастером-стилистом: для описания картины ему достаточно было обозначить лишь некоторые характерные черточки - и портрет или пейзаж был полностью готов. В противоположность ему Ф. М. Достоевский - небрежный писатель в плане языка, однако его произведения ничуть не уступают романам Льва Николаевича Толстого. “Я все думаю о Достоевском. Как может человек писать так плохо, так невероятно плохо, и так сильно на тебя воздействовать”, - говорит Эрнест Хемингуэй в “Празднике, который всегда с тобой”. Дело в том, что Достоевский был непревзойденным мастером композиции. Но вернемся к Блоку. В “Двенадцати” отсутствует и завязка, и кульминация, и развязка. Взят какой-то отрывок из жизни, описывается лишь некоторая последовательность событий. Однако нельзя сказать, что такое построение портит поэму. Напротив, в сочетании с языком произведение становится очень гармоничным. В начале своего творчества Блок передавал образ Родины через красоту природы. В поэме Блок обращается к этой теме с другой стороны. Его больше волнуют перемены, происходящие в жизни страны. Холодный, голодный пес в поэме олицетворяет уклад жизни, старый мир; двенадцать человек - новый. Война между ними уже закончилась, старый мир проиграл. Наверное, поэтому Блок выбрал для него образ “нищего” пса. Теперь к власти пришли новые люди. Всю абсурдность сложившейся ситуации показывает концовка поэмы. Не случайно в финале произведения появляется образ Иисуса Христа, в которого тщетно пытаются попасть двенадцать человек: Трах-тах-тах! - И только эхо Откликается в домах... Только вьюга долгим смехом Заливается в снегах. Поменялась власть, кому-то стало лучше, кому-то хуже; кому-то живется весело, а кто-то страдает. Но ничего существенного не произошло. В день окончания работы над поэмой Блок записал в своем дневнике: “Сегодня я гений”, Что ж, возможно, он был прав.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ А А БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ”. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Двенадцать > СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ А А БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ”
Двенадцать

Двенадцать


Сочинение на тему СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ А А БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ”, Двенадцать