А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А А БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ" - сочинение

	Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это былострашное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дниФевральской революции, Октябрьский переворот и приход к властибольшевиков, наконец разгон Учредительного собрания, первогороссийского парламента. Интеллигентами того круга, к которомуотносился А.Блок, все эти события воспринимались как национальнаятрагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастомпрозвучала блоковская поэма, она многим его современникампоказалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как могпевец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как могпоэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России,написать в страшные для нее дни слова: "Пальнем-ка пулей в СвятуюРусь?". Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы"Двенадцать" в газете "Знамя труда". Сегодня, спустя более трети века,все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма "Двенадцать"вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, вглядываемся впрошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понятьпозицию поэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения."Эпиграф столетия" -- так называют блоковскую поэму исследователисовременности, предлагая различные варианты ее прочтения. Впоследние, девяностые годы толкователи порой пытаются прочестьстихотворение "от противного", доказать, что Блок в нем дал сатиру нареволюцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так лиэто?Прежде всего, А.Блок предупреждал, что не следует переоцениватьзначение политических мотивов в поэме "Двенадцать". Она имеет болееширокий смысл. В центре произведения - стихия, вернее, пересечениечетырех стихий: природы музыки, и стихии социальной, само действиепоэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, какпишет поэт, "на всем божьем свете". Идет разгул стихийных силприроды, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым былА.Блок, это символ, противостоящий самому страшному обывательскому покою и уюту. Еще в цикле "Ямбы" (1907-1914) онписал: "Нет!Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет."Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в"Двенадцати" множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга. В этомразгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А.Блок услышал музыкуреволюции - в своей статье "Интеллигенция и Революция" онпризывал: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайтеРеволюцию". Главное, что услышал поэт в этой музыке, - это еемногоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы - она вся построена насмене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовойразговор, и старинный романс, и частушка (известно, что А.Блок началписать свою поэму со строчек "Уж я ножичком полосну-полосну",услышанных им и поразивших его своей звукописью). И за всем этиммногоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальныйнапор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма. Стихийнав ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, сроковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясьв Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха,пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своихстраданий: "Он головку вскидывает, Он опять повеселел". А.Блокочень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полноеобесценивание человеческой жизни, которую не охраняет большеникакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийствоКатьки придется отаечать. Не удерживает от убийства и нравственноечувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаромпосле гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено:"Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба -Гуляет нынче голытьба!" Не в состоянии удержать от т„мных,страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тожепотеряна, и Двенадцать, которые пошли "в красной гвардии служить",сами это понимают: "Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упасЗолотой иконостас?" и добавляют: "Али руки не в крови Из-заКатькиной любви?" Но убийство творится не только из-за любви - внем появилась и иная стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое бунт "голытьбы". Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти,они обвиняют Ваньку в том, что он "буржуй", они стремятсяуничтожить старый мир: "Мы на горе всем буржуям Мировой пожарраздуем..." И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучитчитателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти веканазад: как мог А.Блок прославить этот разбой и разгул, этоуничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он былвоспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А.Блокаможет прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, былвоспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века сприсущими ей идеями "народопоклонства" и ощущением виныинтеллигенции перед народом. Поэтому разгул революционной стихии,который приобретал подчас такие уродливые черты, как, например,упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства,уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэтвоспринимал, как народное возмездие, в том числе и интеллигенции,на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры,охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности такой предстает Россия в поэме "Двенадцать". Но в том страшном ижестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой18-го года, А.Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад,в преисподнюю, но в этом же - ее очищение. Россия должна миноватьэто страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу. Иименно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме образ, который появляется в финале, Христос. О финале этом и образеХриста написано бесконечно много. Трактовали его оченьразнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное илиневольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснитьпоявление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманиемА.Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уженет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманныйхарактер этого финала. Да и предугадывается образ Христа впроизведении с самого начала - с названия: для тогдашнего читателя,воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школеЗакон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учениковХриста. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы - это путь избездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идетпутем "надвьюжным", а в лексическом строе поэмы после намеренносниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционныедля А.Блока:"Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной,В белом венчике из розВпереди - Исус Христос".На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А.Блока вгрядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке.Борьба миров в произведении - это прежде всего борьба внутреняя,преодоление в себе темного и страшного.







Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А А БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Двенадцать > ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А А БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ"
Двенадцать

Двенадцать


Сочинение на тему ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А А БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ", Двенадцать