А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон» - сочинение


Цельная натура Тамары становится ареной борьбы двух распавшихся и непримиримых начал - естественности, стихийной чувственной одухотворенности и абстрактного умозрения, пропитанного ядом безудержного и разъедающего скепсиса. Выход, найденный Тамарой, - уход от земного мира в монастырь - символизирует желание избежать внутренней противоречивости, но он порождает не менее драматическое распадение между телом и духом. Монастырь несет спасенье для души, но для тела - гроб («Пусть примет сумрачная келья, Как гроб, заранее меня…»).

Ценой добровольной жертвы - утраты естественной, природной гармоничности духа и тела - Тамара хочет сохранить чистоту души. В ней доминирует светлое начало, подвергшееся испытаньям злого духа. Напротив, в Демоне доминирует злое начало, стремящееся переродиться. На всем протяжении поэмы доминирующие свойства героев остаются неизменными. Разный характер противоречий, драматически перестраивающий судьбы Тамары и Демона, обусловливает их взаимное притяжение и отталкивание. В то время как Тамара тяготится внутренней борьбой («Утомлена борьбой всегдашней…»), в то время как она начинает испытывать отгороженность от внешнего мира, Демон, напротив, переживает момент причастности к земному миру («И, чудо! из померкших глаз Слеза тяжелая катится…»; «Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень, Нечеловеческой слезой!..»). Это приближение индивидуалистической души к человеческому миру, презираемому, но способному дать хотя бы мгновенье счастья, выражается в ликующих строках о вполне искреннем стремлении Демона к возрождению:

    * И входит он, любить готовый,
    * С душой, открытой для добра,
    * И мыслит он, что жизни новой
    * Пришла желанная пора.

Но возрождение Демона для «жизни новой» связано и с высоким преступлением. Демон силен в своей критике человеческого мира, в своем богоборчестве, в охватившей его любовной страсти, но он слаб в позитивных устремлениях. Он требует от Тамары стать демонической, индивидуалистической натурой:

    * Без сожаленья, без участья
    * Смотреть на землю станешь ты,
    * Где нет ни истинного счастья,
    * Ни долговечной красоты,
    * Где преступленья лишь да казни,
    * Где страсти мелкой только жить,
    * Где но умеют без боязни
    * Ни ненавидеть, ни любить.

Открывая Тамаре незнакомую ей ранее сложность мира, Демон увлекает ее на путь гордого презренья к человеческому миру. Возрождение Демона невозможно без внутреннего перерождения Тамары. Герой поэмы пытается достигнуть своих целей посредством отторжения героини от объективных этических ценностей, лишить ее кровных связей с миром. В этом противоречии - Демон несет Тамаре внутреннюю безграничную свободу духа и одновременно тягость бесцельной жизни, пережитой им самим, пытается взвалить на ее хрупкие плечи бремя индивидуализма и скепсиса - выразилась в конечном итоге злая природа демонического героя. Демон и ради собственного возрождения не может покинуть пределы назначенного пути. В страсти он остается таким же индивидуалистом, лишенным объективных этических ценностей, хотя и стремящимся познать их. Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя

 
* «Кто б ни был ты, мой друг случайный, * Покой навеки погубя, * Невольно я с отрадой тайной, * Страдалец, слушаю тебя» и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра. Тамара лишь просит Демона дать «клятву роковую» («Клянися мне… от злых стяжаний Отречься ныне дай обет»). Следующая затем знаменитая клятва Демона, выдержанная в «восточном» стиле и чрезвычайно напряженная по интонационному и ритмическому рисунку, отчетливо делится на две части. В первой Демон говорит искренне и горячо о себе, о том, что он решил отныне стать «добрым»: * Я отрекся от старой мести, * Я отрекся от гордых дум; * Отныне яд кровавой лести * Ничей уж не встревожит ум; * Хочу я с небом примириться, * Хочу любить, хочу молиться, * Хочу я веровать добру. * Слезой раскаянья сотру * Я на челе, тебя достойном, * Следы небесного огня * И мир в неведенье спокойном * Пусть доцветает без меня!





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Демон > Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон»
Демон

Демон


Сочинение на тему Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон», Демон