А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Гаврила Романович Державин поэт 18 века - сочинение


В 1782 году Державин пишет оду «Фелица». Напечатанная в начале следующего года в журнале «Собеседник любителей российского слова», она стала литературной сенсацией, этапом в развитии русской поэзии. По жанру это была как бы типичная похвальная ода. Еще один, никому не известный поэт хвалил Екатерину 11, но «хвала» была неслыханно дерзкой, не традиционной, и не она, а что-то другое оказалось содержанием оды, и это другое вылилось в совершенно новую форму.

Успех оды Державина - в отступлении от правил, от следования образцам; он не берет «взаймы» восторг, но выражает свои чувства в оде, посвященной императрице. Под именем Фелицы Державин изобразил императрицу Екатерину11. Поэт использует имя Фелицы, упомянутое в сочиненной императрицей для своего внука Александра « Сказка о царевиче Хлоре», которая была напечатана в 1781 году. Содержание сказки дидактично. Киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способности, хан дает царевичу задание найти розу без шипов (символ добродетели). Благодаря помощи ханской дочери Фелицы ( от латинского felicitos - счастье) и ее сына Рассудка Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы. Образ Фелицы отличается у Державина многоплановостью.

Державин в «Фелице» создает не официальный, условный и отвлеченно-парадный образ «монарха», а рисует тепло и сердечно портрет реального человека - императрицы Екатерины Алексеевны, со свойственными ей как личности привычками, занятиями, бытом, он славит Екатерину, но похвала его не традиционна. В оде появляется образ автора (татарский мурза) - по сути он изображал не столько Екатерину, сколько свое отношение к ней, свое чувство восхищения ее личностью, свои надежды на нее как на просвещенную монархиню.

Это личное отношение проявляется и к ее придворным: они не очень нравятся ему, он смеется над их пороками и слабостями - и в оду вторгается сатира. По законам классицизма недопустимо смешение жанров: бытовые детали и сатирические портреты не могли появляться в высоком жанре оды. Но Державин и не соединяет сатиру и оду - он преодолевает жанровость. И его обновленная ода только чисто формально может быть отнесена к данному жанру оды: поэт пишет просто стихи, в которых свободно говорит обо всем, что подсказывает ему его личный опыт, что волнует его разум и душу. «…Истинный поэт находит в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону, его дело наводить на все живые краски, привязывать ко всему остроумную мысль… показывать оттенки, которые укрываются от глаз других людей…» (Карамзин, «Аониды» ).

Эти то «обыкновенные вещи» и «оттенки» природы и увлекали     сейчас все более Державина. Воспевание радостей жизни, картины семейного частного быта и яркие образы природы наполняют его поэзию, определяют новое направление в его творчестве. В произведениях поэта Державина и художника Боровиковского сходен колорит. Боровиковский в своем произведении - портрете Екатерины 11 также запечатлевал « обыкновенную» сцену и подлинную, невыдуманную природу. Он представил императрицу пожилой женщиной в теплом салопе, идущей по аллее царскосельского парка в сопровождении левретки.

Насколько все изображенное соответствовало действительности и было порождено реальными впечатлениями от жизни, подтверждают стихи с описанием быта Царского села и объяснения к ним Державина. Летом 1793 года поэт жил в качестве секретаря Екатерины в Царскосельском Дворце. Под вечер, пишет он о себе в третьем лице, Державин «вышел в Сад , где по обыкновению в сем часу нашел императрицу прогуливающейся. Она под тению дерев сидела, несколько задумавшись». В позднейшем стихотворении поэта «Развалины»(1797), написанном под влиянием элегических воспоминаний, возникших у поэта при виде опустевшего Царского Села, Державин, хотя и в условной, зашифрованной форме, объяснявшейся боязнью вызвать гнев нового царя, ненавидевшего все, что было каким либо то ни было образом связано с его матерью, рисует меткими живыми штрихами когда- то виденную им сцену:

    * « А тут прекрасных нимф с полком
    * В прогулку с легким посошком
    * Ходила…
    * По мягкой мураве близ вод…
    * На восклицающих смотрела
    * Поднявших крылья лебедей.
    * На памятник своих побед
    * Она смотрела: на Алкида,
    * Как гидру палицей он бьет…»

Здесь присутствуют все детали, изображенные на портрете Боровиковского (оригинал портрета находится в Третьяковской Галерее): и «легкий посошок», с которым идет Екатерина «близ вод», и «мягкая мурава» на аллее, и лебеди, и памятник  «Алкиду» - А.Г.Орлову, который подразумевался под именем древнегреческого героя. В более раннем стихотворении «Прогулка В Сарском селе (1791) под пером Державина воскресают и прекрасные картины Царскосельского парка. Поэт со своей «Пленирой» проплывает в лодке:  

    * И как между столпов
    * И зданиев Фемиды,
    * Сооруженных ей
    * Героев росских в славу,
    * При гласе лебедей,
    * В прохладу и забаву,
    * Вечернею порой
    * От всех уединяясь,
    * С Пленирою младой
    * Мы, в лодочке катаясь,
    * Гуляли в озерке

Он видит, как на «стекляны воду» повсюду «вечернею порой» ложится «длинна тень», за лодкой летит «жемчужная струя», «сребром сверкают воды», небо и здания покрываются «багряным златом». Предвосхищен колорит будущего портрета Боровиковского. Определяющим тоном выступает переливающееся зеленовато- жемчужными отсветами синее одеяние Екатерины, находящее отзвук и в голубых тонах неба и в гаснущем цвете зелени. В портрете Левицкого 1783 года, как и в одах Державина, где воплощался просветительский идеал мудрой просвещенной правительницы, она уподоблялась «земной богине», представлялась «богоподобной» царицей Фемидой в воображаемом идеальном храме правосудия.

Возвратимся к «Фелице». Так, заказывая Рафаэлю изображение Фелицы, Державин подробно намечает его:

 
* Изобрази ее мне точно * Осанку, возраст и черты… Это должен быть индивидуальный портрет, в котором сквозь условный облик Фелицы проглядывает Екатерина: * Небесно-голубые взоры * И по ланитам нежна тень… * Коричными чело власами, * А перлом перси осени… Одеяние на этом портрете также исторически достоверно. Державин, как сообщает он в «Объяснениях», изображает Екатерину в кирасирских доспехах, надетых ею 28 июня 1762 года, когда она отправилась завоевывать престол «на белом добром коне и сама предводительствовала гвардиею, имея обнаженный меч в руке». Фелица - просвещенная монахиня и в то же время частное лицо. Автор тщательно описывает привычки Екатерины, ее образ жизни, особенности характера: * Мурзам твоим не подражая, * Почасту ходишь ты пешком, * И пища самая простая * Бывает за твоим столом. Фелица оказывает покровительство торговле и промышленности, она «просвещает нравы», пишет «в сказках поученья», но на «любезную» ей поэзию она смотрит как на «летом вкусный лимонад». Портрет Александра 1, напротив, изображен Державиным без всяких атрибутов власти, а просто как частное лицо, не лишенное приятности в обхождении: * Белокур, голубоок, * Молод и лицом прекрасен, * Ростом строен и высок, * Тих, приветлив и приятен * Взору, сердцу и уму… Все девушки, которых пишет уже стареющий Державин - Люсеньки, Верушки, Палаши, Параши - отличаются одна от другой присущими персонально каждой качествами. Они не просто милы и обаятельны, а имеют свои собственные, индивидуальные и неподражаемые черты. Таков, например, написанный Державиным портрет своей молодой родственницы Варюши: * Написал бы, как в диване * В голубом твоем тюрбане * Ты сидишь и, для красы * На чело спустя власы, * Всех улыбкою любезной * Вмиг умеешь полонить: * Должно быть душе железной, * Чтоб, взглянув, не полюбить.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Гаврила Романович Державин поэт 18 века. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Державин > Гаврила Романович Державин поэт 18 века
Гаврила Державин

 Гаврила  Державин


Сочинение на тему Гаврила Романович Державин поэт 18 века, Державин