А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сравнительный анализ стихотворений Г Р Державина и В Я Брюсова «Памятник» - сочинение

Тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов. Она звучит в лирике А. С. Пушкина, Г. Р. Державина и В. Я. Брюсова. В этом сочинении хотелось бы провести сравнительный анализ двух стихотворений — Брюсова и Державина, — чтобы лучше увидеть, как эта тема понималась поэтом XVIII в. и поэтом XX в., как раскрывалась индивидуальность этих мастеров слова.

Итак, эти два стихотворения объединяет одна тема и один источник: ода Горация «Памятник». Стихотворения Г. Р. Державина и В. Я. Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами оды Горация. Это, скорее, вольное подражание или переделка последней, что позволяет литературоведам рассматривать эти произведения как самостоятельные.

Стихотворение Державина «Памятник» впервые было опубликовано в 1795 г. под заглавием «К Музе. Подражание Горацию». «Памятник» Брюсова был написан в 1912 г. Эти два стихотворения разделяет 117 лет, но между ними есть сходство.

Свои заслуги Державин видит в том, что:
...первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить.

Поэт сделал русский слог простым, острым, веселым. Он «дерзнул» писать не о величии, не о подвигах, а о добродетелях императрицы, увидев в ней обычного человека. Поэту удалось сохранить человеческое достоинство, искренность, правдивость.
О своих заслугах Брюсов говорит в четвертой строфе:

За многих думал я, за всех знал муки страсти, Но станет ясно всем, что эта песнь — о них, И у далеких грез в непобедимой власти Прославят гордо каждый стих.

Человеческие думы и страсти удалось передать, по мнению автора, в «певучих» словах своих творений.

Стихотворения Державина и Брюсова сближаются не только тематически, но и по внешним особенностям их построения: оба написаны четырехстрочными строфами (у Державина — пять строф, у Брюсова — шесть) с мужскими и женскими рифмами, чередующимися во всех строфах. Оба стихотворения написаны ямбом. У Державина ямб шестистопный во всех строках, у Брюсова — шестистопный в первых трех строках и четырехстопный в четвертой строке каждой строфы.
У Брюсова стихотворение осложнено не только восклицательными формами, но и риторическими вопросами, что придает интонации некоторую экспрессивность и напряженность. 


 
В стихотворении Державина образ лирического героя связывает все строфы, лишь в последней появляется образ музы, к которой обращается герой с мыслью о бессмертии. У Брюсова уже в первой строфе образ лирического героя противопоставлен тем, кто не понял поэта, — «толпе»: Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. Кричите, буйствуйте, его вам не свалить! Это противопоставление рождает трагичность мироощущения лирического героя. Интересно сравнение пространственных планов стихотворений. У Державина: Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал... Брюсов пишет, что его страницы долетят: В сады Украины, в шум и яркий сон столицы К преддверьям Индии, на берег Иртыша. В пятой строфе география стиха обогащается новыми странами: И, в новых звуках, зов проникнет за пределы Печальной родины, и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый, Подарок благосклонных муз. Таким образом, пространство стихотворения поэта-символиста намного шире. Это не только просторы России, но и европейские страны: Германия, Франция. Для Брюсова характерна гиперболизация темы памятника, масштабов влияния как собственной поэзии, так и поэзии вообще. Что касается изобразительных средств в стихотворениях, то у Державина явно преобладают эпитеты: «вихрь быстротечный», «народах неисчетных», «памятник чудесный, вечный», «заслугой справедливой» и другие, а также использование приема инверсии, что придает торжественность, отчетливость, предметность изображения. У Брюсова значительную роль в стихотворении играют метафоры: «подарок благосклонных муз», «распад певучих слов» и другие, что как бы подчеркивает масштабность стиля, склонность к обобщениям. В стихотворении поэта-классициста закономерны образ императрицы и связанная с ней тема власти. Брюсова же не интересуют образы государственных деятелей, царей, полководцев. Поэт-символист показывает противоречивость мира реального. В его стихотворении противопоставлены «каморка бедняка» и «дворец царя», что вносит трагическое начало в произведение поэта-символиста. Несмотря на различия, в стихотворении Брюсова явно наблюдается преемственность традиций. Ведущим началом поэзии Брюсова является мысль. Лексика его стихов приближена к ораторской речи. Мысль главенствует и в стихотворении Державина, для стиля которого характерны риторичность, торжественность, монументальность. И в то же время в произведении каждого из них есть что-то свое, неповторимое. Таким образом, сравнивая эти два стихотворения, мы приходим к выводу, что и у Брюсова, и у Державина в их произведениях присутствуют сложные и тонкие поэтические образы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сравнительный анализ стихотворений Г Р Державина и В Я Брюсова «Памятник». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Державин > Сравнительный анализ стихотворений Г Р Державина и В Я Брюсова «Памятник»
Гаврила Державин

 Гаврила  Державин


Сочинение на тему Сравнительный анализ стихотворений Г Р Державина и В Я Брюсова «Памятник», Державин