А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Особенности стихов и од Г Р Державина - сочинение


Во второй половине XVIII в. русское дворянство активно участвовало в военных предприятиях. Это было вызвано тем, что зарождался так называемый дворянский капитализм. Это новое социальное явление нашло живой отклик у Г. Р. Державина.

По поводу одной из первых победных од Державина Екатерина заметила ему: «Я не знала по сие время, что труба ваша столь же громка, сколь лира приятна». И в своих победных стихах поэт действительно откладывает в сторону «гудок» и лиру — признанные орудия «русского Горация и Анакреонта», — вооружается боевой трубой, характерно возвращаясь к некогда отвергнутой им поэтике «громозвучной» ломоносовской оды. Торжественная приподнятость тона, патетика словаря и синтаксиса, колоссальность образов и метафор — таковы основные черты «победных од» Державина. Существенно новым по сравнению с М. В. Ломоносовым является только введение Державиным в свои оды взамен традиционного классического Олимпа образов из северной мифологии, навеянных ему поэзией Оссиана (в 1788 г. появилась книжка переводов на русский язык «поэм древних бардов»). Если в упрощенной, «забавной» оде Державина «Фелица» пробиваются первые побеги художественного реализма, если в его «анакреонтических» песенках содержатся несомненные зачатки сентиментальной поэтики И. Дмитриева и Н. Карамзина, то в «оссиановских» образах Державина имеем такой же явный сдвиг от ломоносовского классицизма к романтическим тенденциям начала XIX в.

В поэзии Державина отразились как героика его времени и социального класса, так и быт дворянской России того времени.

«Вредной роскоши» вельмож Державин любит полемически противопоставлять в своих стихах «го- рацианский» идеал довольства малым, «умеренности», неприхотливого семейного обихода «бедного дворянина», который идет трудовой «средней стезей», почитая «всю свою славу» в том, «что карлойон и великаном и дивом света не рожден». Однако в поэзии Державина с исключительной силой отразились весь «павлиний» блеск, все фейерверочное великолепие екатерининского времени, времени неслыханно пышных торжеств, потешных огней, победных иллюминаций, «гремящих хоров» — самой праздничной, «светозарной» эпохи в жизни русского дворянства (хотя бы составленное поэтом в прозе и в стихах «Описание торжества в доме князя Потемкина»). Однако вся эта пышность, весь этот праздничный блеск и сверкание расцветали в значительной степени у «бездны на краю». Державин пережил пугачевщину. На его глазах разверзлась та пропасть, которая едва не поглотила всю дворянскую Россию. На его же глазах развертывались пестрые и калейдоскопичные судьбы екатерининских временщиков, из социального небытия подымавшихся на предельные выси империи и так же стремительно ниспадавших со своей мгновенной высоты: «сегодня бог, а завтра прах». В своей личной жизни Державин знал тот же непрерывный ритм взлетов и падений: «Я царь — я раб, Я червь— я бог».

 Вот почему наряду с картинами роскошной, пиршественной жизни в стихах Державина так настойчиво повторяется противопоставляемая им тема всеуничтожающей, всепоглощающей, всеподстерегающей смерти. «Не зрим ли всякий день гробов, седин дряхлеющей вселенной, Не слышим ли в бою часов глас смерти, двери скрып подземной?» — таков один из лейтмотивов поэзии Державина; «Где стол был яств, там фоб стоит» — одна из наиболее характерных ее антитез. Высшего художественного воплощения, это двойное восприятие Державиным жизни своего времени достигает в его знаменитой оде «Водопад». В образе водопада— «алмазной горы», с «гремящим ревом» низвергающейся вниз в долину, чтобы через короткое время бесследно «потеряться» в глуши «глухого бора», — Державин дал не только аллегорическое изображение жизненной судьбы одной из самых характерных фигур XVIII в. — «сына счастия и славы» — «великолепного князя Тавриды», Потемкина, но и грандиозный охватывающий символ всего «века Екатерины» вообще.

 
Отдельно следует сказать о поэтическом стиле Державина. Его особенность в том, что в нем сочетаются противоположные друг другу элементы. Уже Н. В. Гогопь отмечал, что если «разъять анатомическим ножом» слог Державина, то можно увидеть «необыкновенное соединение самых высоких слов с самыми низкими и простыми». Это наблюдение целиком подтверждается филологическим анализом, действительно вскрывающим в языке поэта самую причудливую «смесь церковно-славянского элемента с народным», выражающуюся не только в наличии в стихах Державина параллельно друг другу церковно-славянских и народных слов, форм, синтаксических конструкций, но и в своеобразном, как бы химическом их взаимопроникновении. Я. Грот говорил: «...часто церковно-славянское слово является у Державина в народной форме и, наоборот, народное облечено в форму церковно-славянскую». Такое же соединение торжественности и простоты имеем и в изобразительной стороне его творчества. Державин создает в своих стихах мир феерической пышности, сказочного великолепия. «Какое зрелище очам!» — эта строка, повторяемая поэтом в нескольких его одах («Водопаде», «Изображении Фели- цы»), может быть распространена на всю его поэзию. Все в ней сверкает золотом и драгоценными камнями. По его стихам разлиты «огненные реки», рассыпаны «горы» алмазов, рубинов, изумрудов, «бездны разноцветных звезд». Всю природу рядит он в блеск и сияние: небеса его — «златобисерны» и «лучезарны», дожди— «златые», струи— «жемчужные», заря «багряным златом покрывает поля, леса и неба свод», «брега блещут», луга переливаются «перлами», воды «сверкают сребром», облака — «рубином». Излюбленные эпитеты — составные, например «искросребрный», «златозарный». «Лазурны тучи, краезлаты, блистающи рубином сквозь, как испещренный флот, богатый, стремятся по эфиру вкось» — таков наиболее характерный пейзаж Державина, в создании которого участвовала столько же баснословная роскошь дворянского быта екатерининского времени, сколько отзвуки военно- морских триумфов эпохи, отсветы победных зарев Кагула, Наварина и Чесмы. И тут же, рядом со всей этой пышностью и сверканием, мы видим такие «опрощенные» образы, как знаменитое «и смерть к нам смотрит чрез забор», или разящий натурализм его осени, которая, «подняв пред нами юбку, дожди, как реки, прудит». На протяжении одной и той же оды находим такие строки, как: «Небесные прошу я силы, Да их простря сафирны крылы», а почти рядом: «И сажей не марают рож». В сложнейшей многоярусной композиции огромных по размеру од Державина («Водопад» — 444 стиха, «Изображение Фелицы» — 464, в «Медном всаднике» Пушкина — 465 стихов) имеем такое же соединение тяжелой пышности нагромождаемых друг на друга словно бы без всякого усилия грандиозных архитектурных масс с бесформенностью, отсутствием единого, цельного плана, с той «дикостью», которая так потрясала С. Т. Аксакова и Н. В. Гоголя и так раздражала А. С. Пушкина. То же самое и в отношении звучания стиха Державина. В ряде случаев поэт проявляет себя как тонкий знаток и мастер поэтической формы, дает классические образцы «благозвучия» (знаменитое описание лунного света в «Видении Мурзы»), удачно пишет соединением различных стихотворных размеров («Ласточка»), желая «показать изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований», свойственные русскому языку, складывает стихи, «в которых буквы р совсем не употреблено» (десять «анакреонтических песен», в числе которых есть лучшие образцы этого рода, по тонкости отделки далеко превосходящие аналогичные попытки звукописи, например К. Бальмонта). Однако поэзию Державина нельзя назвать гладкой. В ней много шероховатостей, жесткости. Все это лишает его стихи «плавности», о которой много говорили и к которой стремились Н. Карамзин и его сторонники. Но все же стихи Державина, несмотря на эту шероховатость, отличаются мужественностью, что делает их более полновесными.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Особенности стихов и од Г Р Державина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Державин > Особенности стихов и од Г Р Державина
Гаврила Державин

 Гаврила  Державин


Сочинение на тему Особенности стихов и од Г Р Державина, Державин