А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Моральная красота духовное величие человека в киноповести Александра Довженко - сочинение



«Очарованная Десна» - это автобиографическая киноповесть, в которой автор рассказывает о своем детстве и родном селе, в котором оно прошло. Это лишь подтверждает то, что без прошлого не может быть будущего, и произведение является важным не только для самого Довженко, а и для нас. Писатель рассказывает от своего имени, а точнее, от лица маленького Саши, поэтому все события, которые происходят, мы видим глазами ребенка. Но вместе с тем в повести присутствуют и мысли взрослого Довженко: анализ детских воспоминаний зрелым художником. Саша очень восхищается красотой природы, которая его окружает. Поэтому в повести много описаний-пейзажей. Растения, которые мать посадила возле дома и на огороде, кажутся ему чрезвычайно большими, такими, что в них можно спрятаться. Мальчик растет в селе, рядом с землей, и потому каждая живая травинка волнует его: «Вот как выйти из сеней и посмотреть вокруг - напрочь все зеленое и буйное. А сад было как зацветет весной!».

Саша глубоко уважает своих родителей. Мать от Бога наделена любовью к растениям: «Когда вылезает именно из земли всякое растение, вот мне радость». Отец - сильный и привлекательный: «Много я видел красивых людей, но такого, как отец, не видел» Это был неграмотный, но умный, порядочный и честный мужчина. Родители Довженко привлекают нас своей душевной красотой. Это обычные, простые, бедные люди, в жизни которых переплетаются радость и печаль. Но они любят родную землю, помогают друг другу, остаются гуманными. Пример - эпизод, когда в семье Саши умирают от поветрия четверо его братьев. Это, по моему мнению, один из наиболее волнительных моментов повести. Родительское горе нельзя было ни с чем сравнить: мать была полумертвая, а отец загнал коней по дороге домой, когда узнал, что его дети умирают от неизвестной болезни. Страшное бедствие, но он не теряет доброты к людям: «Много наделал он хлеба, многих накормил, спас от воды... пока не освободился от своей грусти». Рядом с родными Саши мы видим его земляков-крестьян. Они прекрасны, раскрываясь в работе: каждый - в своем призвании. Интересными и самобытными являются образы охотника Тихона и кузнеца Захара. По всей округе не было такого косаря, как Самойло. И, конечно, особое место в произведении занимает волшебная украинская природа. Автор восхищается красотой реки Десны, на берегах которой прошли его наилучшие годы, умеет увидеть «звезды в лужах» - то есть заметить прекрасное даже в наименьших будничных деталях. Этому учимся и мы, читая «Очарованную Десну» и вспоминая свое детство - наисветлейшие и незабываемые инуты, которые на всю жизнь оставляют ярчайший впечатления.

Замечтавшиеся деснянские люди принесли нежность, радость и скорбь, веру в торжество добра и человечности. Поэтому такими близкими и понятными каждому поколению людей являются его произведения. Для меня в этом году открылся удивительный, «очарованный» мир литературы - произведения Александра Петровича Довженко. Кажется, что более человечного и талантливого писателя я не встречала. Глазами его героев можно увидеть странный, новый мир, благодаря нему начинаешь думать, мечтать, учиться видеть в душе обычного человека прекрасное и светлое. Творчество А. Довженко интересно своей философской углубленностью в жизнь. Много строк из его произведений стали, крылатыми выражениями: «Любите землю! Любите работу на земле...», «видеть звезды в лужах», «благословенна будь, моя Десна» и т.д. Золотая довженковская правда... Это она открыла звезды в душах его героев, увидела замечтавшиеся звезды в глазах маленького Саши. Писатель так мастерски умел своими образами передать красоту человека, его доброту и высокий ум.

Низкий поклон звездному сердцу великого мастера! Куда бы не вели нас жизненные дороги, а перед глазами всегда возникает тот волшебный мир природы родного края, в котором нашим белоголовым мальчонкой бегает человеческое детство, так мастерски изображенные автором в «Очарованной Десне». А рядом - добрые бабушкины глаза, трудолюбивые материнские руки, отцовское клепание косы, музыка родного уголка земли, с которого начинается Родина. Простые труженики, честные люди научили Сашу любить жизнь. Довженко-художник открыл содержание древней мудрости: человек - творец своего счастья. С этим, бесспорно, надо согласиться, так как настоящее счастье – это, прежде всего, умение прекрасно жизнь и людей. Счастье - это гордое ощущение своей весомости в обществе, но, наверное, самое важное - это умение отдавать все свои силы, душевное тепло, пламя своего сердца служению людям.


 
Незабываемым для меня останется образ отца, человека с «океанской душой», для которого корни настоящего счастья крылись в работе. Отец так красиво умел работать, что все любовались им, не замечали «жалкой одежды», исчезали тогда и «кандалы неграмотности и несвободы». Труд возвеличивал и обогащал человека, делал его жизнь полноценной и многогранной. С поэтической силой и пафосом воспевает писатель любовь людей к земле, людям прекрасным в своем трудовом таланте, в своей моральной чистоте. Это «маленькая и прыткая» прабабушка Марусина, в устах которой даже проклятия превращались в волшебные песни, мать, которая любила «сажать что-нибудь в землю». Олицетворением народной мудрости выступает в повести дед Семен - кроткий, трудолюбивый, такой себе народный философ, что «прожил под солнцем около ста лет, никогда не прячась в холодок». Все эти образы трудящихся и философов несут в себе мысль о неисчерпаемости и животворности народного источника, о бессмертии народа. Автор влюблен в родной край, в мирную работу для народа, щедрый на любовь близких и дорогих людей и ненависть к врагам. Он всегда со своим народом: в пламени войны, на виселицах, в концлагерях, расстрелянный и бесчестный, но непобедимый. Сегодня на наши плечи ложится ответственность за завтрашний день планеты перед народом, перед родительским домом. Жизнь ставит перед каждым вопрос: кто вы? Какие? И как духовное завещание потомком звучат нам слова Александра Петровича: «Жизнь так коротка. Спешите творить добро». Читаешь «Очарованную Десну» - и веришь в мудрость человека, в силу его мозолистых рук, в человеческое благородство. Киноповесть А. Довженко - это неисчерпаемый источник, который обогащает человека, это голос искренней души настоящего художника. В ней - память сердца, память рода и народа, запах весенних вод, симфония человеческой работы. Лирично, взволнованно, с теплым юмором рассказывает писатель о природе и людях, как о едином целом. «Жили мы в определенной гармонии с природой», - говорит он. Здесь мыши подсказывали Ереме Бобылю, что весной будет наводнение, погодой «заведовала ворона», дед более всего в мире любил солнце, мать, будто что-то живое, голубила каждую былиночку, а охотник не способен поднять руку на ту самую ворону. Понятно, почему все радости и неприятности маленького Саши тоже связаны с природой. «Приятно обнимать жеребенка. Или проснуться до рассвета и увидеть в доме теленка, который нашелся ночью...» - перечень таких вот приятностей занимает целую страницу. А не из этого ли гармоничного единства людей с окружающим прекрасным миром вытекает их моральная красота? Не случайно, что несколько действующих лиц, непосредственно не связанных с господствующим в селе духом, возникают менее привлекательными. Учитель не понимает маленького Саши, поп, вместо того, чтобы помогать людям во время наводнения, святит пояса, полицай бьет людей и т.п. Но таких персонажей - меньшинство. Большинство все же таки «дети природы». Это и эпизодичные герои, как Ерема, который разбирается в народных приметах, и старый коваль-рыбак Захарка, и колоритные старцы Холод и Кулик. Это и Самойло-косарь, который «орудовал косой, как добрый маляр кистью». Но в центре повести - семья Довженко. Кое о ком из родственников писатель лишь кратко упоминает, других изображает очень детально и образно. Вообще Довженко хорошо передавал индивидуальность каждого персонажа. Например, дед Семен, который «разговаривал с конями, с телятами, с травами, со старой грушей и дубом - со всем живым, что росло и двигалось вокруг», и был «похож на Бога»: рядом - внутреннее, внешнее и метафорическое. А вот - бабушка Марусина, которая имела «глаза такие видящие и острые, что спрятаться от нее не могло ничто в мире», которая любила проклятия (именно как разновидность творчества, а не настоящее желание кому-то причинить зло) так, что без них «не могла прожить и дня». Не менее живым возникает отец - в жалкой одежде и с большим духовным богатством и высокой культурой мышления, которого Саша и уважал, и любил, но временами плакать хотел, как видел его в отрепье. «С него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, ученых или сеятелей - он годился на все». И если говорить о духовном величии человека, то тяжело найти лучший пример. Вот среди каких людей рос маленький Саша, которому судилось стать великим художником - писателем и кинорежиссером. Хорошо ощущается в повести и наследственность поколений, ведь «современное всегда на дороге из прошлого в будущее». Отец объясняет маленькому Саше «кто мы», вспоминая казачество. Девичьи колядки переплетаются с народными думами о героической борьбе украинского народа с турками и татарами. Свои моральные принципы старики передают молодым. Дед Семен говорит Саше, что за каждое уважение старого человека какой-либо грех с души снимается. Отец и дед берут мальчика на сенокос, мало-помалу приучая к работе. «...Ношу дрова к шалашу, - вспоминает Довженко, - развожу огонь, картофель чищу, ежевику собираю косарям к водке». Символически звучит рассказ о том, как в одну ночь у Саши умерла прабабушка и родилась сестричка, на смену старику приходит новое. Проблему связи поколений Довженко с присущим ему юмором решает даже в рассказе о собаках - Пирате старом и Пирате молодом. Всей своей повестью, преисполненной поэтичности, Довженко будто зовет нас быть искренними, красивыми, духовно богатыми и гордыми, как наши предки: как мужественные герои, как прекрасные в своем трудолюбии хлеборобы. Хотя какой-то «педагогической» цели писатель сознательно не ставил, прекрасное всегда воспитывает тех, кто с ним встречается. Зачаровывает, как Десна...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Моральная красота духовное величие человека в киноповести Александра Довженко. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Довженко > Моральная красота духовное величие человека в киноповести Александра Довженко
Александр Довженко

Александр  Довженко


Сочинение на тему Моральная красота духовное величие человека в киноповести Александра Довженко, Довженко