А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роман Сервантеса величайшее произведение мировой - сочинение

Роман Сервантеса — величайшее произведение мировой литературы, которое не забывается и не стареет. Каждое новое поколение находит в книге о Дон Кихоте важное и нужное для себя и своего времени. Бессмертие книги Сервантеса создают ее герои, ставшие нарицательными, обогатившие своим рождением литературу и жизнь, помогающие взрослым и юным читателям глубже и точнее воспринимать и оценивать события окружающего мира. В центре анализа глав романа должны быть поэтому его герои. Следя за развитием событий в романе, мы помогаем учащимся постичь душевное величие Дон Кихота, его мужество и стойкость, его благородное стремление защитить униженных и угнетенных, его человечность и преданность идее, ради которой «он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнью...».

Необходимо показать многогранность характера Дон Кихота, его сложность и противоречивость. С одной стороны, он — воплощение добра, человечности и справедливости, он — рыцарь, готовый на подвиги во имя защиты ближнего, во имя возрождения на земле «золотого века», когда люди были равны и прекрасны, когда не было слов «твое» и «мое», с другой стороны — наивный безумец, чудак, начитавшийся рыцарских романов, человек, лишенный чувства реальности и здравого смысла. Комичность Дон Кихота, однако, не только в том, что он облачился в ржавые доспехи, бывшие и во времена Сервантеса музейным экспонатом, а в наивной уверенности его, что можно, руководствуясь лишь благими намерениями и высокими стремлениями, преобразовать общество, в его убежденности, что можно с одним копьем и мечом восстановить справедливость в мире трактирщиков и торговцев, в мире герцога и его придворных. Сочетание великих идей о добре и справедливости с наивным представлением о борьбе за их воплощение делают фигуру Дон Кихота смешной, трагикомической.

Дон Кихот и Санчо Панса органически связаны авторским замыслом. Для того чтобы создать правильное представление о героях романа, помочь понять их взаимоотношения, необходимо выяснить, как относятся к Дон Кихоту и Санчо Пансе остальные персонажи романа и почему именно Санчо Панса, неграмотный крестьянин, ближе всех Дон Кихоту. Разрешая эту проблему, Читатели проникнутся демократизмом Сервантеса, гуманистическими взглядами человека Ренессанса, его верой в простых людей Испании, в их сердце и разум.

Своеобразие романа Сервантеса — в широком показе Испании. Вместе с Дон Кихотом, мечтающим восстановить на земле справедливость, и с Санчо Пансой, мечтающим о губернаторстве, мы едем по Испании, встречаясь на пути с различными людьми, знакомимся с жизнью крестьян, трактирщиков, погонщиков скота, бедных идальго, священников и, наконец, попадаем в летний дворец герцога, затем в Барселону, где находимся в числе зрителей, сочувствующих Дон Кихоту и глубоко/ переживающих вместе с ним его поражение в рыцарском поединке. Мы разделяем чувства героев, мысли и чувства их создателя.

В прологе к роману Сервантес писал, что его единственная цель — «свергнуть власть рыцарских романов и свести на нет широкое распространение, какое получили они в высшем обществе и у простонародья...». Вряд ли целесообразно до разбора первой главы романа рассказывать школьникам, не знающим рыцарских романов, об авторском замысле. Об этом можно сказать, лишь анализируя первую главу, где речь идет об увлечении Дон Кихота рыцарскими романами, над которыми смеется автор. В связи с этим возникает вопрос и об отношении Сервантеса к своему герою. Эпизоды первых глав воплощают рыцарственные замыслы Дон Кихота в форме литературной пародии на рыцарский роман. Однако в дальнейшем повествовании на смену «книжному рыцарю», «книжному герою» пародии приходит рыцарь подвига, мудрый безумец. В эпилоге романа мы читаем: «Для меня одного родился Дон Кихот, а я родился для него, ему суждено было действовать, мне — описывать, мы с ним составляем чрезвычайно дружную пару...» Смеясь над Дои Кихотом, его увлечением рыцарскими романами, его наивностью и чудачествами, его стремлением вернуться к прошедшим временам и возродить орден странствующего рыцарства, Сервантес в то же время, как и его герой, высоко ценил рыцарские заветы о служении вечной правде, о подвиге на благо ближнего. Поэтому и противопоставляет Сервантес Дон Кихота трактирщикам, герцогскому двору, пошлому миру, убившему романтику. «Вы чувствуете,— замечает А. В. Луначарский,— что автор говорит: «да, правда, жизнь сера, действительность победила идеализм... Но поймите, подлецы, что этот самый смешной Дон Кихот тысячу раз выше вас, что он подвижник, что он добр. Вы смеетесь над ним, и читатели смеются, и я сам смеюсь, но в то же время мы все чувствуем, что его душевное величие нас трогает, хватает нас за сердце».

Чтобы создать правильное представление о романе Сервантеса и его героях, необходимо, таким образом, следя за развитием событий, установить взаимоотношения героев, раскрыть их характеры, стремления и авторскую оценку героев и событий, скрепляющую произведение в единое целое. Это особенно важно в данном случае: Сервантесу, человеку эпохи Возрождения, мечтающему о свободе и справедливости, гораздо ближе мудрый безумец Дон Кихот, чем остальные герои романа. Раскрывая авторское отношение к герою, взгляды и чувства писателя, мы усилим тем самым влияние на у себя гуманистических идей романа, выразителем которых является в большинстве случаев Дон Кихот.



 
На изучение романа Сервантеса отводится, как правило, четыре урока. Если Читатель избирает путь изучения романа «вслед за автором» (по ходу развития действия), то естественно начать изучение его с анализа первых глав. Если избирается концептуально-образный подход к анализу произведения2, то предполагается после чтения романа беседа о картинах жизни, изображенных в романе, в данном случае в избранных главах романа, в обстоятельствах, в которых действуют и общаются персонажи романа. Роман труден, поэтому, как свидетельствует практика, он довольно часто читается и комментируется на уроке, что и заставляет нас избрать наиболее доступный путь анализа, условно называемый «вслед за автором». В связи с тем, что перед нами произведение зарубежной литературы, целесообразнее предварить анализ глав романа сообщением о писателе и его эпохе, активизируя знания нас по истории средних веков. Основой вступительного слова учителя может служить рассказ о писателе, помещенный в учебнике-хрестоматии. Для того чтобы Читатели представили, каким был Сервантес на военной службе и как он сражался, целесообразно рассказать несколько эпизодов из жизни Сервантеса этой поры (см., например: Франк Бруно. Сервантес— М., 1960), сопровождая рассказ демонстрацией диафильма, ему посвященного. В распоряжении словесника есть три диафильма: цветной диафильм-экранизация «Из жизни Дон Кихота Ламанчского» (худ. К. Сапегин) в двух частях, «Сервантес», рассказывающий о жизни и творчестве писателя, и специальный учебно-школьный — «Материалы к изучению романа М. Сервантеса «Дон Кихот». Если Читатель использует учебно-школьный диафильм, то методика работы несколько изменится. В центре внимания учителя будет как жизнь писателя, так и работа его над романом. Самые первые кадры ленты рассчитаны на пробуждение интереса школьников к писателю и его книге: на экране будут показаны первые издания романа на разных языках, изображения Дон Кихота художниками разных времен и народов (рисунки Пикасо, Гойи, Репина, Ф. Шаляпина) и лишь затем рассказ о писателе. Кадры 6—18 иллюстрируют отдельные эпизоды жизни Сервантеса: его жизнь в молодости, участие в Лепантском сражении (1571 г.), алжирский плен, возвращение на родину. Кадры построены как связный рассказ, к восприятию которого Читатели подготовлены и уроками по истории. Необходимо отметить, что читатели знают по курсу истории средних веков о том, как погибла «Непобедимая армада» (1588 г.), для снаряжения которой Сервантес производил закупки, знают и о начавшемся упадке Испании, ее социальных противоречиях и нищете народных масс. Последующие кадры могут помочь учителю в работе над текстом романа. Однако эту часть диафильма целесообразно использовать в конце изучения избранных глав, когда Читатели освоят текст, взаимоотношения героев и их характеры. Вторая часть урока посвящается чтению первых глав романа (I, II, III), которые читает Читатель, беседе и самостоятельной работе нас над главой III с целью выявить конфликт романа.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роман Сервантеса величайшее произведение мировой. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Дон Кихот > Роман Сервантеса величайшее произведение мировой
Дон Кихот

Дон Кихот


Сочинение на тему Роман Сервантеса величайшее произведение мировой, Дон Кихот