А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Красота спасет мир (на литературном материале) - сочинение


Великая фраза Достоевского «Красота спасёт мир»и сегодня вызывает множество противоречивых мнений.Свой нравственный идеал красоты Достоевский, пожалуй, впервые отчётливо сформулировал в «Зимних заметках»: «Надо жертвовать, чтобы отдавать всё, и даже желать, чтобы тебе ничего не было выдано взамен за это обратно, надо, чтобы оно было в натуре, бессознательно, одним словом, чтоб! было братское, любящее начало — надо любить».

По Достоевскому, сущность «положительно прекрасного человека» составляют такие качества самопожертвование и любовь. Таким положительным героем Достоевский сделал князя Мышкина в романе «Идиот». Но ещё в предварительных набросках к своему роману писатель указывал на двойственную природу прекрасного.-Появляется запись: «Мир красотой спасётся». И рядом: «Два образа красоты».

В романе «Идиот» Достоевский отдаёт предпочтение изображению именно «положительной» крем соты. Образ Мышкина построен на любви-сострадании. Лишённый малейшего самолюбия, князь смиренен и кроток. У окружающих он вызывает полнейшее недоумение, какую-то моральную неудовлетворенность собой, уверенность в том, что и обидеть такого человека никак нельзя. Получив пощёчину  от самолюбивого Ганечки Иволгина, князь с состраданием выговаривает: «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» И Мышкин переживает здесь не за себя, а за душу человека, который преступив закон нравственности.

За свою невинность, по-детски простодушное отношение к миру, к Людям и называли князя Мышки на «идиотом» и «юродивым». Но «таких Бог любит», и от этой любви протекает любовь к людям от  «юродивого», как будто эта воплощённая от Бога красота «восстанавливает» каждую отдельно взятую личность. Она и способна спасти мир.

Вспомним о двойственности красоты, о которой упоминал Достоевский. Эту проблему писатель связывал с картиной художника Ганса Гольбейна «Смерть. Иисуса Христа», где художник изобразил Христа, снятого с креста, со всеми признаками мук и страданий, не преодолённых духом. Христац изображённый Гольбейном, не воскресает, и поэтому человеком не, осознается преобладание его духовного начала над телесным. Перед лицом «равнодушной» природы бесполезны духовные усилия человека, ведь единственным законом бытия становится необходимость жизни и смерти.

Но писатель убеждён, что Христос должен воплощать в себе незыблемую красоту как «залог спасения, вечности и торжества духа». Именно такая красота мыслится Достоевским как спасение.

Современное бурное развитие новых высоких технологий ставит перед нами новые проблемы. Чтобы выжить в этих условиях, человек нашего времени должен быть суше и ожесточеннее, рациональнее и прагматичнее, чем был человек XIX в. Люди, лишённые чувства прекрасного, потерявшие связь с живой природой, сами становятся жертвами приобретённого ими мира, на первое место в котором выступает стремление к обогащению, вещизму, карьеризму.

Духовное и материальное в человеке должно быть слитно, должно представлять человеческую  сущность и не подавляться одно другим — только в этом случае возможна гармония человека с самим собой, с окружающим внешним миром и взаимоотношениях с людьми. Грубое нарушение законов этой гармонии, преобладание рационального начала над духовным или наоборот вызывают резкий дисбаланс и провоцируют различные отклонения, деформации чувств и поступков человека.

Люди должны твердо знать и помнить, что мир не крутится вокруг них, что он не создан для удовлетворения только их потребностей, что личное благополучие отдельно взятых людей не являются целью жизни других людей, что нельзя создать собственное счастье на чьем-то несчастье.

 
Подобные мысли можно прочесть у Ф. Достоевского в романе «Братья Карамазовы»: «Всё как < океан, всё течёт и соприкасается, в одном месте тронешь— в другом, конце мира отдаётся». И там же ещё не менее интересные мысли: «ты-то и есть за всё и за вся виноват». Значит, по мнению Достоевского, не Бог за всё в ответе, а человек, и нет такого зла в мире, ответственность за которое можно с себя Снять. А если люди не задумываются о судьбе тех, кто рядом с ними, значит, они превращаются! в разрушителей. Конечно, с такими людьми спасение мира невозможно. От таких людей с явно капиталистическим укладом жизни и пытался сберечь «русскую душу» Достоевский. То, что было неприемлемо для Достоевского, в нашей стране стало нормой жизни для многих. Если брать во внимание переоценку жизненных ценностей, происшедшую в последнее время, то можно утверждать, что Ф. М. Достоевский еще в XIX в. предостерегай нас от подобных ошибок. Он пророчески предвидел нашу действительность, не зря же его называли и называют «пророком». Интересно, что впервые мысли о его «пророчестве» были высказаны философом В. С. Соловьёвым, который считал, что Достоевский «как пророк взял на себя задачу осуществления правды в действительности». Философ Рейнхард Лаут отмечал, что «верное представление о Достоевском может быть только при одном условии — надо признать, что никто так, как он, не предвидел все страшные формы бесчеловечности последнего столетия».. А отвечая на вопрос: «Каким Вам видится будущее России?», он сказал: «Отвечу вместе с Достоевским: подлинное христианство и подлинная всечеловечность». Интересно то, что сам Лаут — католик, но это не мешало ему понимать особенности православия. На этом, я думаю, и можно было бы поставить завершающую точку, но я хочу ещё передать слова моего преподавателя, без помощи которого я вряд ли смогла бы выполнить это исследование. «Перед вами сейчас стоит очень сложная задача — найти для себя правильный жизненный путь, не потеряв Человечность». Приняв одно из убеждений Достоевского, что истинная красота — духовная красота, я, конечно, не совершу подвига, если буду в своей жизни стремиться познавать мир через духовные жизненные убеждения, несмотря на то, что Достоевский придерживался христианства, а я живу в мусульманской семье. Главная его мечта — это мечта о единстве «вселенской гармонии». Это теперь и моя маленькая мечта: научиться любить мир через духовную красоту истины, чтобы не воспринимать скептически, а принять как жизненный лозунг фразу Достоевского: «Красота спасёт мир!»





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Красота спасет мир (на литературном материале). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Достоевский > Красота спасет мир (на литературном материале)
Федор Достоевский

 Федор  Достоевский


Сочинение на тему Красота спасет мир (на литературном материале), Достоевский