А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Историзм романа «Финансист» Теодора Драйзера - сочинение



В известном смысле «Финансист» - исторический роман на тему, которая в американской историографии получила весьма превратное и ложное истолкование, и Драйзер, выступающий в роли романиста и историка, в этом: романе материалами биографии Каупервуда, построенной на чрезвычайно скрупулезном изучении исторических источников, помимо всего прочего опровергает апологетические теории об «исключительности» американского капитализма. Известно, что капитализм в США развивался путем ограбления близлежащих стран, с помощью займов европейских капиталистов. США перестали быть должником Европы только в период первой мировой войны.

Между тем, вопреки истинному положению вещей, многие буржуазные историки и литераторы США утверждали и утверждают, что капитализм якобы возник лишь путем развития внутренних ресурсов, что он будто бы может развиваться без кризисов. Эти теории полностью опровергает содержание «Финансиста». Первоначалып,ш капитал Каупервуду не приносят ни его личные способности, ни првС локутые «неограниченные» возможности американского внутреннего рынка. Капитал достается ему после смерти богатого дядюшки плантатора на Кубе. Именно эти деньги, нажитые на эксплуатации кубинских тружеников, дали Каупервуду возможность начать свое дело. О значении притока капиталов извне для развития американского капитализма свидетельствует описание краха банкирского дома «Джей Кук и К°» во время экономического кризиса 1871 года. Этот крах обусловило «тяжелое время - франко-прусская война, по рукам и ногам связавшая европейский капитал и сделавшая европейских дельцов равнодушными к американским компаниям» (III, 535)., Кстати, историю жизни Джея Кука - крупнейшего американского финансиста и соперника Йеркса по финансовым операциям-Драйзер изучил чрезвычайно обстоятельно: это доказал в своем исследовании американский литературовед Филип Л. Гербер.

Историзм романа проявляется и в описании экономических кризисов 1857 и 1871 годов и их влиянии на экономику США. Об этих кризисах Драйзеру приходилось писать и ранее - в интервью с Драйзером о них говорил Маршалл Филд. Теперь же Драйзер опирался не только на слова миллионера, но и на многочисленные исследования экономистов, которые помогли ему точнее воспроизвести истинный смысл этих событий.


 
Если некоторые изменения функций социального фона, историзм, являются новыми качествами творческой манеры писателя по сравнению с первыми его романами, то в «Финансисте» вновь проявляются тщательность и детальность обрисовки образов - те черты писательского почерка Драйзера, которые мы отмечали в «Сестре Керри» и в «Дженни Герхардт». Делая авторские отступления, чтобы обрисовать портрет Каупервуда или Батлера, писатель сообщает о них массу подробностей, которые почти с документальной точностью воссоздают облик персонажей. Вводя в повествование, к примеру, Батлера, Драйзер подробно рассказывает о пути, который прошел этот подрядчик, начавший с бесплатной уборки улиц, - будучи бедняком, он использовал собранные на улице отбросы для откорма свиней- и уже затем в портрете Батлера отмечает черты, напоминающие о его трудной молодости, - «большие руки и ноги напоминали о днях, когда он еще не носил прекрасных костюмов английского сукна и желтых ботинок». Писатель точно называет сумму его состояния - 500 тысяч долларов и подробно повествует о современном состоянии его дел. Рассказ о Батлере, занимающий почти целиком XI главу романа, приобретает и самодовлеющее значение как своеобразная вставная новелла. Такой способ введения новых персонажей в повествование Драйзер применял и в «Сестре Керри» (Герствуд, Эмс и другие). Большая цельность образов достигается умелой речевой характеристикой героев. Так, речь Каупервуда суха и деловита, как и его действия, она передает расчетливость финансиста. Объясняясь с Эйлин, Каупервуд говорит ей о своей любви: «Он привлек ее к себе. Я люблю тебя, люблю! - Да, да! дрожа от волнения отвечала Эйлин. - Я тоже люблю тебя! И я ничего не боюсь. - Я нанял дом На Северной Десятой улице, - сказал он, прерывая молчание, когда они уже сели на лошадь. - Он еще не обставлен, но за этим дело не станет. У меня есть на примете одна женщина, которая возьмет на себя надзор за домом» (III, 159). В ответ на взволнованное признание Эйлин, Каупервуд быстро переходит от объяснения в любви к чисто деловому разговору. В «Финансисте» получает развитие и реалистическая манера, и реалистический метод писателя. Драйзер продолжает в романе гуманистическую линию своего творчества - обличение античеловечности капитализма. Каупервуд для Драйзера не только воплощение пороков американского бизнесмена, дельца, финансиста, но и сильная личность, которая, отдавая свою энергию служению ложным и иллюзорным целям, растрачивает свои силы впустую. В заключительных строках романа Драйзер называет Каупервуда «безвластным властелином, князем призрачного царства». Драйзер подходит к постановке большой философской проблемы о преходящем характере капитализма, об иллюзорности власти, которую дают деньги, капитал. Само выдвижение этой проблемы было большим завоеванием реализма писателя. В решении этой проблемы, однако, полнее всего сказалась и ограниченность его, Драйзера, философии жизни. Драйзер прибегает к аллегориям, заимствованным из арсенала буржуазной философии, в частности из теории позитивиста Герберта Спенсера. Драйзер уподобляет Каупервуда черному окуню - хищнику, обладающему редкой способностью к мимикрии, и пытается рассматривать законы буржуазного общества как некое проявление универсальных, чуть ли не биологических законов. Так проявляются противоречия и сложная диалектика творческого метода писателя, оказавшегося одновременно способным увидеть иллюзорность основных моральных, политических и ценностей буржуазного мира и неспособным осмыслить их преходящий характер, их неизбежную обреченность.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Историзм романа «Финансист» Теодора Драйзера. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Драйзер > Историзм романа «Финансист» Теодора Драйзера
Теодор Драйзер

Теодор  Драйзер


Сочинение на тему Историзм романа «Финансист» Теодора Драйзера, Драйзер