«Орлеанская дева» замысел создания произведения - сочинение
Орлеанская дева изображалась в художественной литературе и до Шиллера. Так, Шекспир вывел ее в «Генрихе VI». Она предстает здесь в весьма неприглядном виде, так как Шекспир воспроизвел в своей пьесе-хронике ту враждебную точку зрения на французскую героиню, которая была распространена в Англии. Подвиги Иоанны изображаются в искаженном виде, тогда как значение противостоящего ей английского полководца Тальбота преувеличивается в угоду патриотизму англичан.
Во Франции в 1656 году Жак Шаплен опубликовал поэму в двенадцати песнях «Девственница, или Освобожденная Франция». Это произведение написано в монархическом и церковно-религиозном духе, с множеством аллегорических сцен, чудес и т. п. Знаменитая «Девственница» Вольтера - поэма, вышедшая в свет в 1755 году,-пародия на произведение Шаплена; в ней Вольтер высмеивает религиозные видения, чудеса, махинации церковников и т. д., преследуя определенные сатирические и обличительные цели и совершенно пренебрегая патриотической стороной этого сюжета. Образ Жанны дАрк у Вольтера односторонний, сниженный, неисторический.
Совершенно по-иному подошел к этому историческому материалу Шиллер. Как мы уже указывали выше, его в первую очередь интересовала как раз патриотическая сторона сюжета, борьба простой девушки из народа за освобождение родины от чужеземных завоевателей. Отсюда понятно крайне отрицательное отношение Шиллера к поэме Вольтера. В стихотворении «Орлеанская дева» Шиллер, имея в виду Вольтера, пишет:
* Чтоб высмеять величье человека,
* Тебя насмешка затоптала в прах.
* (перев. А. Кочеткова.)
Поэт видит в Иоанне воплощение столь дорогого ему идеала возвышенной человеческой личности. Он противопоставляет ее образ миру грубой прозы и пошлости:
* Лучистое чернится не впервые,
* И доблесть в прах затоптана стократ.
* Но не страшись!
* Еще сердца людские
* Прекрасным и возвышенным горят.
Главное в образе Иоанны у Шиллера - это героизм крестьянской девушки, беззаветно любящей родную страну, мужественной и бесстрашной в бою, готовой пожертвовать личным счастьем для блага отчизны. Иоанна - дочь своего времени, она разделяет наивные и мистические религиозные верования средневековья, и ее патриотизм облекается в религиозную форму. Иоанна слышит таинственные голоса, зовущие ее надеть боевые латы и пойти против врагов отчизны, борьба за освобождение которой ей представляется велением неба. Эти наивно-религиозные представления эпохи свойственны не только главной героине, но и другим действующим лицам в драме.
В «Прологе» Шиллер знакомит нас с печальным положением страны, с хозяйничаньем в ней наглых завоевателей, с осадой Орлеана и показывает, как крепнет вера Иоанны в то, что ей свыше предопределено сразить врага под Орлеаном и изгнать его из Франции. Сперва Иоанну несколько пугает громадность такой задачи: ведь она простая пастушка, ей только семнадцать лет; если все знаменитые рыцари и герои Франции отказались от борьбы против, казалось бы, непобедимого врага, если все они вместе с королем побеждены и спасаются бегством, то под силу ли ей, слабой девушке, такая задача? Кроме того, если она посвятит себя святому делу освобождения родины, то ей придется отказаться от семьи, своих стад и родного дома, придется забыть и о женихе, никогда не иметь собственной семьи и отдать жизнь беспощадной борьбе против угнетателей родины. С волнением слушает она отца, говорящего о бедственном положении страны, поля и нивы которой попираются конями наглых завоевателей, а затем рассказ Бертранда об ужасном поражении последних вооруженных сил Франции и о том, как теперь «сошлись полки разрушить Орлеан». Иоанна решает посвятить себя священной борьбе за спасение отчизны. Когда Бертранд говорит о возможности заключения позорного мира, Иоанна прерывает его:
* С кем договор?
* Ни слова о покорстве!
* Спаситель жив; грядет, грядет он в силе!..
* Могущий враг падет под Орлеаном.
* Исполнилось! Для жатвы он созрел!
* Своим серпом вооружилась дева,
* Пожнет она кичливые надежды;
* Сорвет с небес предерзостную славу,
* Взнесенную безумцами к звездам…
* Не трепетать! Вперед! Не пожелтеет
* Еще на ниве класс и круг луны
* На небесах еще не совершится
* А ни один уже британский конь
* Не будет пить из чистых вод Луары.
* (Пролог)
Иоанна не находит поддержки у родных и друзей. Бертранд насмешливо отвечает ей, что «в наши дни чудес уж не бывает». Отец совершенно не понимает дочери и предлагает ей «смиренно ждать, кого нам даст владыкою победа». Иоанна отвергает увещания отца.
* Франция не станет рабой пришельцев!
* Этому не бывать!
Иоанна видит свою задачу в том, чтобы освободить родную страну от завоевателей и вернуть свергнутому королю его трон. Монархия для Иоанны - законная и справедливая власть, у нее свой идеал мудрого короля, заботящегося о благе народа. Она видит в короле защитника от «грозы злодейства», его троп представляется ей «слабого приютом», для нее король
* Защитник плуга.
* Хранитель стад, плодотворитель нив,
* Невольникам дарующий свободу…
* (Пролог)
Здесь Шиллер раскрывает наивно-патриархальную веру средневекового крестьянства в доброго и справедливого короля. «Пролог» заканчивается прекрасным лирическим монологом Иоанны, решившей следовать своему призванию, требующему, чтобы она целиком отдала себя своей благородной задаче. Девушка прощается с родным домом, семьей, стадами, полями:
* Простите вы, холмы, поля родные;
* Приютно-мирный, ясный дол, прости;
* С Иоанной вам уж боле не видаться,
* Навек она вам говорит: прости!
* Мои стада, не буду вам оградой…
* Без пастыря бродить вы суждеиы;
* Досталось мне пасти иное стадо
* На пажитях кровавыя войны.
* Так вышнее назначило избранье;
* Меня стремит не суетных желанье.
* Надеть должна ты латы боевые,
* В железо грудь младую заковать;
* Страшись надежд, не знай любви земныя,
* Венчальных свеч тебе не зажигать…
* (Пролог)
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме «Орлеанская дева» замысел создания произведения. Поищите еще с сайта похожие.