А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Агриппа д’Обинье (1552 1630) выдающийся французский писатель поэт - сочинение

Обратившись к циклу поэм Агриппы, заметим, что цикл этот явственно членится на три части - не композиционно, а по своей тематике: поэмы «Бедствия», «Государи», «Лезвия» посвящены преимущественно общеисторическим событиям французской жизни XVI в.; поэмы «Золотая палата» и «Пламена» вырастают из фактов истории кальвинистской и протестантской церкви и построены на отдельных эпизодах борьбы реформы против папства; наконец, поэмы «Возмездие» и «Суд» - мечта о неосуществившейся расправе с политическими врагами кальвинизма; избежав мести Агриппы и его единомышленников, эти враги не избегнут суда историй, высшей справедливости.

В целом эти три темы, объединенные циклом поэм Агриппы, подводили итог целому полустолетию французской политической мысли и французской литературы. Поэмы Агриппы по-своему выражают основные важнейшие идеи, волновавшие его. современников, и подчас эти идеи в строках Агриппы были высказаны острее и шире, чем в книгах политиков, теологов и мемуаристов. Присмотримся к литературно-политической актуальности «Трагических поэм», которая раскрывается полностью только на всем богатейшем фоне французской общественной мысли XVI в.

Итак, первая тема - общеисторические события, религиозная война, интервенция, развал Франции (поэмы «Бедствия», «Государь» и «Лезвия»). Виновников всего этого Агриппа видел в семье Валуа и ее итальянском окружении, в кардинале Шарле Лоррэнском и особенно в папской церкви с ее агентами-иезуитами. Таково было мнение не только Агриппы, но и всех его выдающихся современников-кальвинистов. Агриппа делал некое поэтическое обобщение, вывод в стихах, построенный не только на личном опыте, но и на целом ряде боевых политических книг, приток которых особенно оживился именно в 70-х гг. XVI в., к которым, как мы помним, относится во всяком случае первая поэма его цикла.

В 1573 г. выходит знаменитый «Призыв к пробуждению французов», подписанный «Евсением Филадельфом, Космополитом» (псевдоним так и остался нераскрытым). Книга эта была своеобразной политической энциклопедией 70-х гг. XVI в. В ней изображалось фантастическое странствование трех путников - Филалета, Политики и Историографа, - ищущих в Европе местопребывание Истины, которую они находят в Венгрии под покровительством великого Турка (невольно вспоминается надпись на кошельках и поясах г,ё-зов ! - «лучше турок, чем папа»). Беседа Истины с гугенотом Фила-летом прервана воплем церкви, жалующейся на смуту и гражданскую войну во Франции. Особое негодование церкви вызывает Варфоломеевская ночь и гибель Колиньи. Вся эта часть существенно напоминает соответствующие места из «Бедствий» и «Лезвий», а завершающее жалобу церкви библейское проклятие отзовется эхом в частых проклятиях, щедро рассыпаемых Агриппой.

Картина гражданской войны, раздирающей Францию, намечена уже здесь.

В том же 1573 г., появляется книга известного кальвиниста-памфлетиста Отмана - «Франко-Галлия», остро направленная против папы, макиавеллизма и итальянского засилья. Книга напоминала французам о временах, когда Рим трепетал перед мечом галла Бренна. А. д’Обинье так и начинал свою поэму: «давайте двинемся на легионы Рима» и сам себя называл «франко-галлом». Справедливость требует заметить, что во «Всеобщей истории» Агриппа дает характеристики тех и других исторических лиц гораздо более полно,» объективно. Например, Екатерина, которая в поэмах только «Иезавель», в «Истории» охарактеризована довольно разнообразно. Значит, они не так объективно изображены в поэмах Агриппы не случайно, а с умыслом: так фигуры их выразительней, так они «трагичней».

Агриппа отчасти страдает тем же, чем и Ронсар: перечисляя в поэме «Пламена» жертвы феодально-католической реакции, он забывает о, том, как свирепствовали гугенотские капитаны в католических городах. Но вместе с тем надо подчеркнуть, что в поэме «Бедствия» ужасы войны он объясняет не только жестокостью католических войск. В «Мемуарах» он даже определенно будет вспоминать с ‘искренним омерзением о жестокостях, учиненных его кавалеристами и им самим, хотя об этом он говорит весьма туманно, намеками (у соратников, слушающих «Исповедь» молодого д’Оби-иье, «волосы становятся дыбом» от выслушанного).

 «Золотая палата» и «Пламена» показывают Агриппу-гугенота, пожалуй, менее заметного в первых поэмах. Вспомним, что еще в 1575 г. Агриппа под командой младшего Гюиза участвовал в разгроме . рейтарского немецкого корпуса Торе, шедшего на выручку французским гугенотам; вероятно, создавая свои кальвинистские инвективы против Лиги и инквизиции, Агриппа искренне забыл об этом эпизоде. Но вместе с тем, общий идейный размах этих поэм, в особенности поэмы «Пламена», шире. «Пламена» охватывают, как сказано.выше, не одну эпоху и не одну Францию, а демонстрируют широкую богословскую начитанность автора. Кроме того, «Золотая палата» направлена, в частности, против Лиги и носит тот же характер памфлета, что и «Государи», но памфлета а ллегорического.

В «Лезвиях» Агриппа уже явно вспоминает о том, что было им перевидано на долгом веку капитана «и придворного. Однажды «Трагические поэмы» были названы «гугенотской. джестой». Это относится, более всего к «Лезвиям», где именно гугенотизм, воинская легенда о Наваррце и его рыцарях, является основой. В «Лезвиях» дана меньшая, значительно меньшая картина ужасов войны, подобных-описанным в «Бедствиях»; но читатель зато может проследить историю религиозных войн в стране в важнейших этапах - и здесь уже гугеноты - «закланные агнцы», понуждаемые к сопротивлению палачами, спровоцированные Варфоломеевской ночью.



 
Так искажается первоначальная гуманистическая концепция «Бедствий», в которых Агриппа, обвиняя Екатерину и Гюизов, все же говорил от лица Франции. В «Лезвиях» он говорит от лица тай гугенотской знати, к которой он принадлежал сам и которая своими клинками снискала победу Наваррцу при Кутра и йври, устлав перед тем своими телами парижские мостовые в Варфоломеевскую ночь. Поэмы «Возмездие» и «Суд» в их обращении к высшей справедливости, в их подчеркнутом библеизме, отодвигающем расправу с врагом в некое апокалипсическое будущее (пусть даже в 1666 г.- и то ждать пришлось бы немало),- все же явно написаны бойцом, у которого из рук вУбито оружие. С негодованием видел Агриппа, как д’Эпернон и прочие любимцы Анри III - католическая знать - шли в гору при Анри Великом; как бывший На-наррец окружал себя недавними врагами и карал тех, кто считал положение гугенотов при дворе особым, позволяющим то, что запрещено католикам. «Все мы опьянели от войны, и пора, наконец, взяться за ум»,-сказал Анри IV в речи к депутатам Тулузского парламента 3 ноября 1599 г. Правда, сказано это было как раз в защиту протестантов, но эти замечательные слова относились и к тем из гугенотов, которые не хотели «взяться за ум». Агриппа «взялся за ум» и уехал в Майезак, но от кровавого дурмана войны ои уже не избавился до смерти. Его писания, ратую» щие за мир, неустанно воспроизводят все те же картины бесконечных стычек и побоищ. Поэмы «Возмездие» и «Суд» переносят перспективу войны - расправу с врагами гугенотизма - в мрачную перспективу судного дня и в план морального торжества над врагами, покаранными богом-справедливостью. О Франции в «Возмездии» и «Суде» вспоминает автор уже совсем редко. Пройдет несколько лег, и он, мечтавший в первой поэме в 1577 г. о мире для хвоей родины, снова будет в седле, а кругом опять задымятся пожарища новой религиозной войны, ведомой последышами Колиньи и Конде - де Роаном и прочими. Подведем некоторые итоги наблюдениям, собранным выше. 1. «Трагические поэмы» Теодора Агриппы д’Обйнье вобрали в себя богатейший исторический, философский, публицистический и геологический материал. 2. Автор «Трагических поэм» сумел органически ввести этот материал в поэтическую стихию своего произведения и создал образец политической поэзии, который не имеет себе равных в современной ему поэзии XVI в. 3. Основные политические проблемы «Трагических поэм» глубоко актуальны для Франции XVI-XVII вв. 4. В основном эти проблемы рассмотрены с точки зрения гугенотского рыцарства - дворянства Анри Наваррского. Но вместе с тем, рассматривая эти проблемы, д’Обйнье показывает себя не фанатиком, не человеком узкофеодальных интересов, а врагом феодально-католической реакции, воинствующим гуманистом и патриотом. 5. В художественной литературе XVI-XVIГ вв. «Трагические поэмы» - наиболее полное отражение эпохи религиозных войн во Франции.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Агриппа д’Обинье (1552 1630) выдающийся французский писатель поэт. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Агриппа д’Обинье (1552 1630) выдающийся французский писатель поэт
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Агриппа д’Обинье (1552 1630) выдающийся французский писатель поэт, Другие сочинения по зарубежной литературе