В судьбе Редклифф (девичья фамилия Ворд (Ward), автора готических романов, много непонятного и непостижимого. Писательница создала только пять романов, а после громкого успеха «Итальянца» вообще отказалась от романной формы и в дальнейшем писала лишь увлекающие рассказы о весьма немногочисленных странствованиях, которые она когда-то осуществила. Поселившись в курортном городке Бат, она уединилась и отстранилась от бомонда и литературных кругов. Даже многочисленные почитатели ее таланта не знали наверно, или она еще жива, или нет, здорова, или же сошла с ума. Время, на протяжении которого вышли из печати пять ее романов (1789-1798), были временами невероятной славы и популярности. После публикации ее первого романа «Замок Этлина и Данбейна» (1789) Редклифф стала яркой звездой на литературном небосклоне, а потом так же мгновенно исчезла, как и появилась - загадочно и таинственно, как это нередко случалось с ее персонажами.
Она родилась в весьма знаменательный год - 1764, - когда увидела мир готическая повесть X. Волпола «Замок Отранто» - первая книга, которая получила популярность, начав целое литературное направление и жанр. Готический роман стал колыбелью многих следующих жанров. Редклифф приняла своеобразную эстафету модного к тому времени вида литературы, который называли по-разному - черным романом, романом ужасов, романом с напряженной драматической интригой. Семья Вордов была тесно связана со многими людьми весьма благородного происхождения, которые играли важную роль и в политике, и в религии, и в культурной жизни общества. Дядя писательницы, известный художник, рисовал для знаменитой фарфоровой фабрики Веджвуд. Тем не менее, мы вообще чрезвычайно мало знаем о ее жизни, почти так же мало, как и о жизни ее любимого драматурга В. Шекспира, которым Редклифф восторгалась и у которого позаимствовала некоторые принципы драматического диалога.
По многочисленным свидетельствам современников, юность писательницы была очень одинокой. Редклифф росла среди людей преклонного возраста, не имея возможности общаться с ровесниками. Затем она взлелеяла в себе влечение к сверхъестественным феноменам, зачитывалась Шекспиром, Дж. Геем, Дж. Томсоном, Ж.Ж. Руссо, чудесно знала литературу своей страны и считала XVIII столетие наилучшим периодом в ее истории. Редкліфф была крайне стыдливой и несмелой, она мало говорила, зато чудесно умелый слушать других. Некоторые источники утверждают, что писательница была очень красивой женщиной, тем не менее, много других исследователей вообще ничего не упоминают о ее внешности и характере. Метеором вспыхнув на пасмурном небосклоне готического черного романа, она быстро угасла. Став своеобразным знаменем целой школы, она вдруг прекратила писать произведения в готическом стиле.
Существенное значение в жизни писательницы имел ее брак. Она вышла замуж за Вильяма Редклиффа, который вскоре стал владельцем влиятельного печатного органа. Молодожены повенчались в 1788 г. в Бати. Очевидно, Редклифф была счастлива со своим мужем, но о ее дальнейшей семейной жизни известно немного. Достоверно известно, что Редклифф побывала в Голландии, Германии, Озерном крае, хотя она также невероятно захватывающе, наглядно и ярко воссоздает перед глазами читателя пейзажи южной Франции, горные виды Апеннин и Пиренеев, где нередко происходят действия ее романов.
Место Редклифф среди мастеров английского готического романа, который развивался в трех направлениях - историческом, сентиментальном и романе ужасов, также было весьма примечательным. Произведения Редклифф появились после популярных романов X. Волпола и К. Ров, но перед М.Г. Льюисом и Г. Шелли, на которые Редклифф оказала существенное влияние, как, впрочем, и на всех романтиков - Дж. Китса и Дж.Н.Г. Байрона, В. Скотта и С.Т. Колриджа, Ч. Диккенса и сестер Бронте, преодолев таким образом границы своей эпохи и став предтечей викторианства хотя бы в том смысле, что придавала огромное значение родственно-этической и моральной проблематике. Судя по эпиграфам, которыми Редклифф инкрустировала свой роман «Удольфские тайны», можно предположить, что писательница любила сентиментальную литературу и готику ужасного. Впрочем, ничего странного в этом нет, ведь эти два составляющих тесно связаны между собой, поскольку лишь чувствительная душа способная по-настоящему оценить целесообразность ужасного.
Первым произведением Редклифф был роман «Замок Этлина и Данбейна». Через год увидел мир «Сицилийский роман». Тем не менее, настоящее признание Р. получила после выхода «Романс в лесу» и «Удольфских тайн». А «Итальянец» до сих пор считается шедевром ее творчества. Достижением писательницы можно считать удачное использование ею приемов и художественных средств романа XVIII ст. в определенной последовательности, логичности и системности, которые стали в ее творчестве признаками нового стиля. Психологическое состояние человека, особенности его эмоциональной жизни Редклифф исследовала в русле новейшей эстетичной теории с ее категориями возвышенного, готического, ужасного, живописного. Не жуткие ужас и страх, которые нередко парализуют волю индивида, но стремление к новому, прекрасного, ожидание страшного и неизвестного, предчувствие любви, которые оказывают содействие раскрытию внутреннего духовного подъема, привлекали внимание Редклифф. И хотя в ее характеристиках персонажей прослеживается связь с традицией Просвещения, тем не менее, также выразительно заметна новаторская тенденция, начатая Редклифф в создании демонического героя-лиходея.
После того, как Редклифф пришла в литературу, роман испытал важные изменения романтического плана. Характеры подчиняются среде, которая чрезвычайным великолепием и детальностью напоминает театральные декорации и имеет ярко выражен национальный характер. В отличие от Г. Филдинга, Фр. де Берне и других писателей XVIII ст., герои которых разыгрывали действие на пустой сцене, в прозе Редклифф чрезвычайно реально возникает вещественный мир. Каждый замок из описанных в романе «Удольфские тайны» имеет свою топографию, свой интерьер и свою тайну. Колридж назвал это произведение «интереснейшим романом среди всех, что когда-либо были написаны на английском языке». В. Скотт в своей книге «Жизнь романистов» писал, что Редклифф стала первой английской романисткой, «которая внедрила в художественную прозу прекрасный и фантастический тон искреннего описания и выразительного рассказа, которое до сих пор было привилегией исключительно поэзии». Особенно Скотт отмечал удачную интригу и удивительное знание характера. В английском готическом романе появляется герой-лиходей, поведение и поступки которого служат полным и совершенным отражениям той внутренней деятельности на разных уровнях сознания, которые не требовали от автора более четкого логического определения и выражения.
Монтони в «Удольфских тайнах» не просто злодей, который ради своих корыстных интересов обижает невинных жертв - сначала свою вторую жену, а потом ее племянницу Эмилию. В каждой новой сцене он обнаруживает себя по-иному. Даже одни и те самые ловушки он готовит с блестящей ловкостью - не хуже от самых изобретательных злодеев из трагедий Шекспира. Например, он старается (правда, напрасно) принудить госпожу Монтони, предварительно заперев ее в глухом закоулке замка, подписать бумаги на владение ее наследством, но то же самое он предлагает сделать и Эмилии после смерти тетки. Тем не менее, эти сцены очень отличаются по колориту, пафосу, драматизму. В первом эпизоде Монтони - лиходей, который барахтается в паутине долгов и своего темного прошлого, во втором - раскрывается еще один аспект его натуры. Он - предводитель кондотьерев-разбойников, но его обращение с Эмилией тоньше и богаче по эмоциям, которые он вызывает и ощущает сам. Монтони находится в центре напряженной драматической интриги. После его появления интрига разворачивается по непредусмотренному плану, именно Монтони, а не автор, своей волей и силой характера организовывает сюжет, формирует систему действующих лиц. Его появление и исчезновения всегда связаны с темными, опасными делами, непорядочными поступками, но они делают огромный вклад в напряженность интриги и оказывают содействие виртуозной драматизации самого рассказа, могут изменять ее ритм, то ускоряя, то замедляя его, усиливать впечатление недоговоренности, которая еще сильнее нагнетает атмосферу тревожного ожидания. Монтони выглядит чрезвычайно эффектно в старинном венецианском палаццо, в казино, на маскараде, и все же, не менее выразительно возникает он и в описании предводителя кондотьеров, который обороняет свой пасмурный замок, утерянный среди диких и неприступных скал.
Роман «Малиец» свидетельствует об усовершенствовании техники психологической характеристики. Главный герой - злодей Скедони - сложная и противоречивая натура. В его душе нет согласия: большей частью он напыщен и горделив, но иногда становится мягким и предрасположенным к сомнениям человеком. Кроме того, Скедони, в отличие от Монтони, тщательно обдумывает свои зловещие планы, заранее взвешивает собственные поступки и действия.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 20 тысяч сочинений Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Готический роман в творчестве Энн Редклифф. Поищите еще с сайта похожие.
|