А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Идеолог крестьянского реализма Генрик Понтоппидан - сочинение


Генрик Понтоппидан родился в семье пастора, с малых лет испытал сильное влияние христианского учения, считал, что пасторство отца «надолго… обозначилось на его сознании». Понтоппидан учился в Политехнической школе, а потом, после пешего путешествия по землям Германии и Швейцарии (денег на другую форму знакомства с заграницей у него не было) и штудирование естественных наук, юноша решил стать сельским учителем. В селе он особенно полюбил природу; общаясь с людьми, стремился лучше познать своих соотечественников. В начале 80-х гг. Понтоппидан начал писать свои первые произведения, в которых местом действия стала данская провинция, а ее жители - героями. В новеллах «Подрезанные крылья» («Staekkede Vinger»), «Провинциальные образки» («Landsbybilleder»), «Из сельских домов» («Fra Hytterne») писатель срисовал нелегкую работу крестьян, их суровый быт.

Данские критики называли Понтоппидана идеологом крестьянского реализма. Тем не менее, это справедливо лишь отчасти, ведь вопреки тому, что первое десятилетие писатель почти полностью посвятил проблематике крестьянских будней, он уже в середине 80-х гг. присоединился к либеральному движению и считал, что обновление Дании возможно только на пути социального прогресса. В этот период в его творчестве появилась тема города и мещан. Некоторые тогдашние критики даже начали рассматривать прозу Понтоппидана в социалистском контексте, тем не менее сам писатель утверждал, что на протяжении всей своей жизни он был лишь «простым солдатом» в «вечной борные за освобождение человеческого духа». Самым страшным злом в Дании Понтоппидан считал пустое краснобайство, фразерство и леность. С этими недостатками он боролся до конца своей жизни, используя разные формальные приемы. Его реалистический метод отличается особым (почти натуралистическим) вниманием к жизненным деталям, а героями произведений Понтоппидана часто выступают простые люди.

Весомое место в романах писателя занимают проблемы веры, актуальные для его страны в XIX ст. В романе «Обетованная земля» («Det forjcettede Land», 1891-1895) речь идет о судьбе пастора Ханстеда, который, отказавшись от своих аристократических связей, вступает в брак с крестьянкой, живет просто, без особого комфорта, ходит в полотняной рубашке, сам пашет землю, чтобы стать более близким к народу. Конечно, в этом романе выразительно прослеживаются идеи Л. Толстого. Однако Понтоппидан не усматривал в толстовской доктрине способа преодоления существующих противоречий, которые, кроме того, осложнены религиозными спорами. Гибель героя в конце романа еще больше убеждает в ошибочности избранного им пути и бесполезности жертвенных усилий. В характере Ханстеда заметные черты героев Г. Ибсена (Брандт) и Б. Бьорнсона (пастор Санг), но их жертвенность и самоотречения в романе Понтоппидана показаны как бесплодные и напрасные.

Наиболее значительным романом Понтоппидана стал «Счастливец Пер» («Lykke Per», 1898-1904). В этом произведении своеобразно соединились все те проблемы, которые волновали автора на протяжении его творческого пути. Главный герой романа - сын пастора Петер-Андреас Сидениус, который принадлежит к семье, которая на протяжении трехсот лет давала Дании священиков. Суровость, ригоризм моральных основ и неприхотливость были основаниями жизни этих пасторов. Отец Петера-Андреаса наводил ужас на своих прихожан, никогда не стараясь скрасить их существования; крестины и свадьбы с его участием не были праздником; а провозглашая речь над гробом покойника, пастор большей частью делал ударение на потому, что покойный теперь - это лишь «горстка тленного праха» и «пожива для червей». А впрочем, священник не был злым человеком: своим сыновьям за общим обедом он даже старался рассказывать смешные истории из собственной жизни, тем не менее, всегда заканчивал эти повествования поучительными нотациями. Его жена, которую мы видим уже очень больной и утомленной жизням, смолоду была веселой, смелой и жизнерадостной, но в браке завяла и потеряла всю энергию, переняв от мужчины религиозный аскетизм и суровость. Все дети пастора Сидениуса, за исключением Петера-Андреаса, бездумно принимают нормы жизни семьи, бунтует лишь он. Но его бунт является сугубо детским: то он убежит с сельскими ребятами кататься на санках, несмотря на то, что в семье священника это сурово запрещено, то совершит какую-то другую невинную затею - в этом проявляется его стремление к свободе личности. Школу он сумел закончить лишь потому, что учитель математики заметил у него незаурядные способности к точным наукам.

Затем Петер-Андреас, вопреки отцовской воле и родственной традиции, решает стать инженером, а не священником. Жизненный путь этого непокорного пасторского сына и становится содержанием книги. «Счастливец Перье» - так его будут называть в городе - отправился в Копенгаген, который сначала ошеломил провинциала своими размерами и обычаями. Здесь Петер-Андреас отрекся от своих родных. Правда, он и раньше иногда считал себя не родным сыном, а названным, итак в Копенгагене юноша изменил даже имя - теперь он просто Пер: ходит в истрепанной одежде, не всегда сыт, но твердо верит в свою счастливую звезду. Пер - талантливый, усидчивый, сильный, здоровый, красивый и одержимый идеей изменить копенгагенский фьорд, чтобы сделать его судоходным. О Боге он не думает. Он увлечен своим проектом, но юношу никто серьезно не воспринимает. Когда же со временем для реализации проекта собираются создавать акционерную компанию, то от Пера требуют покорности, но он не способный на унижение, - и его замысел обречен. Сам Пер все острее ощущает, что его творческие силы истощаются, а технические идеи уступают местом идеям моральным и философским.


 
Внутренней эволюции героя оказывает содействие его невеста Якоба Саломон - дочуь миллионера, девушка болезненная, некрасивая, но умная, с сильным характером. С появлением Якобы в романе возникает противопоставление двух семей: данской пасторской с суровыми правилами, постоянным самоотречением и самоограничением, в которой веселье и искреннее чувство считаются греховными, - и еврейской семьи свободных людей, в которой также много детей, но никто никого не удручает, все любят друг друга, здесь властвует атмосфера радости и взаимопонимание. Культура, ум, разнообразие интересов Якобы в значительной мере оказывают содействие развитию Пера, но вместе с тем невеста старается научить юношу находить компромиссы, которых невозможно избегнуть в деловом мире. Запутавшись в разногласиях, Пер, который все же не потерял влечения к простой и сердечной жизни средних классов, разрывает отношения с Якобой и устраивается землеустроителем в провинции. Кризис наступает тогда, когда Пер понимает, что его собственный сын, как и он сам в детстве, сторонится его: итак, бывший бунтарь сам начал подавлять волю других. Затем философские студии изменяются увлечением религиозными идеями, тем не менее, и в этой околице «счастливца» Пера ждет разочарование. В конце жизнь он уединяется, окончательно убедившись в том, что главная связь человека - с природой. Важную роль в романе сыграет Натан - гость семьи Саломонов, В этом образе воплощен характер чрезвычайно популярного данского критика и общественного деятеля второй половины XIX ст. Г. Брандеса. Его речи перед молодежью о задаче страны и о развитии современной европейской литературы приобрели сенсационную огласку. Впрочем, писатель весьма осторожно относится к своему герою и его популярности: Понтоппидан видит, что лекции Брандеса-Натана освобождали молодежь от необходимости читать те книги, о которых он писал, а его речи не могли пробудить общество к активной деятельности из-за того, что в словах знаменитого лектора и борца острый глаз писателя делал замечание элементы фразерства и позы. Создав роман воспитания и утраченных иллюзий, Понтоппидан рассмотрел в нем все те проблемы, которые были важны прежде всего для него самого, - антагонизм религии и вольнодумства, социального прогресса и патриархальных обычаев, творчества и наследование традиции, конфликта города и провинции. Автобиографические мотивы также сделали свой взнос в структуру романа: обучение пасторского сына в Политехнической школе, увлечение биологией, учительствование в провинции, раздумья провинциала о перипетиях жизни большого города и страны вообще. Тем не менее в своем итоговом романе Понтоппидан окончательно так и не ответил на вопрос, который его волновал, - вероятно, именно поэтому грустно завершается произведение об «счастливце» Пере, который лишь в отдельные минуты жизни верил в свою участь, а в самом деле счастливым человеком никогда не был. Пятитомный роман Понтоппидана «Царство мертвых» («De dеdes Rige», 1912-1916) продолжил основную тему предыдущих эпопей писателя - проблемы современного данского общества, которое стоит перед сложным выбором своего дальнейшего пути. В 1917 г. Понтоппидану присудили Нобелевскую премию по литературе (которую он поделил с данским драматургом К. А. Геллерупом) «за правдивый показ в своих эпических произведениях современной жизни Дании». В следующие годы Понтоппидан писал большей частью автобиографические произведения, много работал как публицист. Умер писатель в предместье Копенгагена, в собственном доме, где прожил последние тридцать лет.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Идеолог крестьянского реализма Генрик Понтоппидан. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Идеолог крестьянского реализма Генрик Понтоппидан
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Идеолог крестьянского реализма Генрик Понтоппидан, Другие сочинения по зарубежной литературе