А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Исторические источники драмы «Димитрий» - сочинение



Сохранившиеся рукописи Шиллера свидетельствуют о той тщательности, с которой поэт изучал источники для того, чтобы ясно представить себе не только исторические события, но также быт, нравы и всевозможные детали русской жизни изображаемой эпохи. Шиллер выписывает из сочинения Олеария слова «приказ», «пристав», «кафтан», «ферязь», «монастырь», «окольничий», «думный дьяк» и т. д. Он пишет для себя объяснения этих слов, записывает подробности одежды, убранства домов и церквей, время праздников, поговорки, бранные выражения. Он делает заметки из «Русской истории» Мюллера, о жизни и быте казаков, явно заинтересовавших его, и подчеркивает в одной записи, что «казачество является военной демократией». В выписках и конспекте Шиллера чувствуется его стремление проникнуть в дух русской жизни, понять своеобразие быта и нравов народа, уловить специфические национальные черты.

Что же касается общих вопросов русской истории, то планы, наброски, заметки, связанные с драмой, свидетельствуют о поистине титанической работе, проделанной Шиллером в процессе создания «Димитрия». Эти материалы представляют значительный интерес для ознакомления с творческой лабораторией Шиллера в его зрелые годы. Мы находим здесь наброски содержания отдельных сцен, многочисленные планы, подробный сценарий с характеристиками персонажей, прозаическими набросками основных диалогов, описаниями драматических ситуаций и конфликтов, затем следует второй вариант плана, наброски отдельных сцен (в стихах) и т. д. Примечательны записи, отражающие раздумья Шиллера над сюжетом, те «за» и «против», которые он формулирует для себя, вопросы, которые он ставит себе для уточнения мотивировки. Весь характер работы свидетельствует о стремлении Шиллера развить дальше именно реалистические элементы своей драматургии.

В источниках Шиллер нашел два противоположных мнения о Димитрии и его личности. Так, Левек особенно оспаривал выводы комиссии, назначенной Борисом Годуновым для расследования дела об убийстве царевича Димитрия в Угличе, и в своей книге приводил все доводы в пользу истинности личности Димитрия. Шиллер был убежден, что Димитрий самозванец. Но в целях создания предпосылок для трагической ситуации герой трагедии должен был сперва поверить в истинность своего царского происхождения и в законность своих прав на отцовский трон,то есть выступить в начале произведения в роли обманутого обманщика.


 
В 1815 году Кернер на основании набросков и записей, оставшихся после смерти Шиллера, составил полный план драмы о Лжедимитрии и опубликовал его в приложениях к фрагментам, которые поэт успел написать. Согласно этому плану, Димитрий воспитывался в монастыре и сбежал в Польшу; здесь, живя у воеводы Сандомирского, он влюбляется в его дочь и за убийство ее жениха на дуэли приговаривается к смертной казни. Перед казнью русские, живущие у воеводы, открывают на груди приговоренного золотой крест - крест царевича Димитрия! Находится и псалтырь, в котором на греческом языке описано, как дьяк Андрей тайно спас царевича от смерти. После этих открытий живущие у воеводы русские бояре признают в юноше своего законного государя. Теперь и сам Димитрий смутно воскрешает в памяти картины пожара, бегство и т. д., восходящие к самому ,раннему его детству. Таким образом, Димитрий, до этого даже не подозревавший о своем царском происхождении, проникается верою в истинность своих прав на русский престол. Сочувственное отношение русского населения, недовольного Борисом Годуновым, поддержка поляков, подстрекавших Лжедимитрия к походу якобы для завоевания отцовского трона, - все это воспринимается Димитрием как знамения, подкрепляющие его веру в свою чудесную судьбу. Хотя поход вначале и не имеет особенного успеха, но войско Бориса ненадежно и сперва отдельными частями, а затем полностью переходит на сторону самозванца. Сцены, которые предполагалось посвятить Борису, должны были показать царя твердым и умным правителем, но страдающим от сознания преступности действий, при помощи которых он пришел к власти. Когда он узнает о переходе войска к самозванцу, он принимает яд и умирает. Дочь Ксению он удаляет в монастырь, сын Федор остается в Москве. Михаил Романов принуждает бояр присягнуть Федору как новому царю. В Москве происходят народные волнения, во время которых приверженцам Лжедимитрия удается взять верх, арестовать Федора и послать выборных с выражением покорности мнимому Димитрию. Лжедимитрий в это время в Туле. Один город за другим переходит на его сторону. Царь Борис умер. Дорога на Москву открыта. Скоро должна приехать царица Марфа и всенародно признать Димитрия своим сыном. Но в это время в ставке появляется убийца подлинного Димитрия. Он рассказывает о том, как Борис «е уплатил ему обещанной награды и он решил отомстить ему: случайно увидев мальчика, очень похожего на убитого царевича, он надел на него снятый с убитого крест и передал мальчика одному духовному лицу с указанием, что это спасенный царевич. И вот таким образом, заключает этот человек свой рассказ, он отомстил царю Борису и ждет теперь от спасенного им Лжедимитрия награды. Описанная здесь сцена должна была быть центральной в драме. Димитрий теперь узнает, что он не царевич, а самозванец. Он переживает тяжелую внутреннюю борьбу и склоняется даже к тому, чтобы открыть окружающим всю правду, но, в конце концов, принимает решение объявить себя царем. С того момента, как Лжедимитрий из «невольного обманщика» становится «сознательным обманщиком», весь его характер резко меняется: он делается скрытным, угрюмым, недоверчивым и жестоким по отношению к окружающим. И прежде всего он убивает человека, открывшего ему правду о его происхождении. Пути назад он также не может найти, так как с самого начала не волен в своих поступках, а является лишь марионеткой в руках польской шляхты, мечтающей при его помощи завладеть Россией. В этих условиях встреча с царицей Марфой превращается в простой обман народа: и царица-мать и самозванец понимают, что они совершенно чужие друг другу. Когда Марфа, разочарованная в своих надеждах, горько плачет, Лжедимитрий делает знак поднять полу своего полевого шатра, чтобы народ увидел эту сцену и принял слезы Марфы за слезы радости и знак признания его своим сыном.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Исторические источники драмы «Димитрий». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Исторические источники драмы «Димитрий»
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Исторические источники драмы «Димитрий», Другие сочинения по зарубежной литературе