Классический сонет как один из жанров лирики - сочинение
Выяснить точную дату происхождения этого жанра невозможно через чрезвычайно активную его миграцию. Генезис сонета и поныне вызывает множество дискуссий. Сонет появился на изломе столетий от Средневековья до Возрождения: первые пор придавали большее значение идеи произведения, а вторая - художественный форме. Думают, что эта строфическая форма возникшая во времена императора Фридриха II. Первые датированные сонеты появились в 1241 году. Большую роль сыграет также внутренняя композиция сонета. Каждая его строфа - это завершенное целое. По смыслу сонет предусматривал определенное последовательное развитие мысли: тезис - антитеза - синтез - развязка. Существуют варианты сонетов: сонет с обрамлением; сонет с одним катреном, или безголовый сонет; сонет со смещенным двустишием, сонет на две рифмы; сонет вопросов и ответов; сонет акростих; сонет-басня и т.п..
В понятии “сонет” уже заложенная мысль о том, что это звучная поэтическая форма, из-за чего особого значения приобретает музыкальность этого жанра. На это в свое время обратил внимание один из известных исследователей этого жанра Л. Гроссман: “Сам срок, который определил этот стихотворный вид, указывает на высшее поэтическое качество, связанное с ним - на звучание стиха”. Отсюда музыкальность, которая частично достигается чередованием мужских и женских рифм, является обязательным атрибутом сонета. Правила написания сонета предусматривали: если сонет начинает мужской рифмой, то поэт должен завершить его женской, и наоборот. Существовало также определенное количество слогов. Идеальная форма сонета вмещала 154 слога, при этом их количество в строках катрена была на один больше, чем в терцетах. Детально рассмотрев критерии сонета, Л. Гроссман указал, что поэтика правильного сонета, по сути чрезвычайно простая, умышленно осложненная лишь его практика.
Сложность сонетной формы также отмечал М. Бахтин: “Сонет - очень сложная форма. Рифма в сонете переплетается, и это обязует, чтобы и все образы и темы также переплетались. В сонете не может быть легкости, намеков; он должен быть тяжелым, вылитым с одной глыбы”.
Несмотря на формальные трудности жанра, сонет оказался одним из наиболее жизнеспособных видов лирики. К литературном употреблению срок был введен поэтом Гвидо Кавальканти, со временем использованный Данте Алигери в автобиографической повести “Новая жизнь”, к нему также обращался в “Книге песен”, посвященной мадонне Лауре, Франческо Петрарка. Как каноническая форма, сонет достиг совершенства у Петрарки, благодаря ему он получил широкое европейское признание.
С блеском создавали сонеты не только поэты, а и выдающиеся прозаики Джованни Боккаччо, Мишель де Сервантес, Мишель Рафаэль. В комедии драматурга Мольера “Мизантроп”, как мы знаем, происходит конфликт именно через написанный аристократом сонет.
В общем, времена Возрождения - это время расцвета лирического жанра сонета, к котором обращались все ренессансные поэты: П. Ронсар, Ж. дю Белле, Лопе де Вега, Л. Камоенс, В. Шекспир, Микеланджело, Мария Стюарт. В творческом заделе этих художников сонет окончательно приобрел содержательные черты: автобиографичности, интеллектуальности, лиризма. В сонетах, особенно сонетных циклах времен Ренессанса, ощутимое максимальное приближение автора и лирического героя, так как сонет становится отзывом на событии, которые переживал или пережил поэт: нередко сонеты писались как стихи на случай. Во всех странах поэты экспериментировали со строфами и рифмами: располагали катрены и терцеты в произвольном порядке, писали дистихами, дописывали строки второго терцета, использовали сонетную строфу в больших произведениях (речь идет об “венке сонетов”).
Дальше скажем о теоретическом осмыслении жанра, которое состоялось приблизительно в XVII столетии и завершим первое занятие прочтением отрывка из “Искусства поэтического” Н. Буало, который, считается манифестом классицизма:
* Дарами Аполлон обидев их скупыми.
* Кстати, - на беду поощренным к рифме, и
* Капризный Бог тот, уча певцов,
* Сонет суровыми законами обвел.
* Вдвоем катренах там одна пасует мера,
* рифмы две лишь давать имеет лира,
* А дальше - шесть строк, чтобы завершит сонет,
* Разложить в две строфы должен уметь поэт.
* Произвола ни одной нельзя здесь разрешит:
* Сонета тот не даст, кто в размере своевольничает,
* Бледные к выразительным притачивает слова
* И дважды выражения одинаково беря.
* Красоту высокую мы в форме этой найдем:
* Сонет завершен в виде целой поэмы.
* Да и жаль говорит о напрасных тех писака,
* Что управиться с ним не умеют никак.
* (Перевод М. Рыльского).
Не следует забывать об истории сонета в украинской поэзии, которая начинает от переработки П. Шпигоцким стиха Сапфо. Писали сонеты А. Метлинский и Н. Мартовицкий, переводили сонеты Адама Мицкевича В. Боровиковский и Т. Падура. Много сонетов создали И. Франко, Г. Зеров, Г. Рыльский. Первый “венок сонетов” в украинской литературе написал художник и писатель М. Жук.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Классический сонет как один из жанров лирики. Поищите еще с сайта похожие.