А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Мир Скотта человека это и мир Скотта писателя
Мир Скотта человека это и мир Скотта писателя - сочинение
Большая литература давно и пристально исследует диалектику этого процесса - становление личности и ее жизненную планиду, и чем значительнее писатель, тем интересней его открытия в ходе такого исследования. Он не только показывает своих персонажей как продукт определенной исторической ситуации, не только воссоздает прихотливые взаимодействия героя - от пассивного приятия до ожесточенного противоборства - со временем и обстоятельствами, но зачастую дает понять, каковы могли быть характеры и судьбы действующих лиц в иные эпохи и в других местах. Здесь, думается, лежит объяснение неоднозначности, многомерности таких иедиких характеров мировой литературы, как Гамлет Шекспира, Жюльен Сореяь Стендаля, Раскольников и Иван Карамазов из романов Достоевского, капитан Ахав Мелвилла (”Моби Дик”) или шолоховский Григорий Мелехов.

Биографический метод чреват соблазном все сводить к фактам и обстоятельствам личной жизни героя. Последние, конечно, могут объяснить многое, но не все, и тут возникает опасность упустить из виду, что личная жизнь писателя складывается не в вакууме, а в условиях весьма конкретного времени и исторической и социальной обстановки, и утратить верное представление о пропорциях. Скажем, можно договориться до того, что Пушкин стал народным поэтом, потому что с детства полюбил народные песни и сказки, слышанные от няни Арины Родионовны, а что сама история и потребности отечественной культуры дали направление его природному гению - это уже вторичное. Подход, избранный Дайчесом, казалось бы, способен привести к противоположному результату, при котором всем распоряжается социально-культурный “заказ” эпохи, а няня Арина Родионовна вообще выпадает из поля зрения. Впрочем, Дайчес, следует подчеркнуть со всей определенностью, успешно справился с искушениями обоего рода, уделив и объективному, и субъективному факторам ровно столько значения, сколько они имели для Скотта. Вот что он, например, пишет о пребывании юного Скотта у деда на ферме Сэнди-Ноу, где мальчик впервые приобщился к шотландской поэзии и истории:

“Конечно же, Скотт развил бы творческое воображение исторического плана, которое явлено в его поэтических сочинениях и романах, даже если б он и не провел маленьким мальчиком какое-то время в Сэнди-Ноу. Однако заманчиво думать, что именно там это воображение обрело свой столь своеобычный склад”.

Мир Скотта-человека - это и мир Скотта-писателя, что не устает подчеркивать Дайчес. По этой причине формулировка критика: “Он равно принадлежал эпохам Романтического возрождения и Шотландского Просвещения, и их слияние в его творчестве -уникальное явление нашей литературы” - воспринимается как логически выверенный итог предпринятого автором увлекательного обзора времени и окружения Скотта. Весьма ценным в этой небольшой книге представляется как раз внимательное прослеживание взаимодействия между неординарным обликом Шотландии в ее старо-новом качестве, воздействием этого облика на чувства и умонастроения ревностного шотландца и потомственного законника Скотта и воплощением этого воздействия в творчестве писателя Вальтера Скотта. “Непрерывность - прямая линия, связующая прошлое и настоящее, - ощущение общности с ушедшими поколениями вот что было главенствующим в чувствах Скотта”. Отсюда - и Дайчес демонстрирует это со всей очевидностью - естествен и легок переход к “тому волнующему ощущению хода истории, связи тогдашнего цивилизованного образа жизни с давними законами и обычаями, которое так впечатляюще проявилось в его романах”. Сотворенный и призванный своим временем, Скотт воздал ему тем, что стал первым великим историческим художником в литературе, - такова основная мысль повествования Дэвида Дайчеса, и с нею трудно не согласиться. Материальное в широком смысле слова окружение писателя, весь этот вещный мир, в котором жил и который имел перед глазами Скотт, запечатлен на страницах книги Дайчеса в его основных, наиболее характерных и колоритных, важных для художника проявлениях. Скотт, как известно, написал много; о нем самом написано не меньше, а будет, можно с уверенностью сказать, написано еще больше; о его Шотландии, то есть о том, что занимало собою его чувственное восприятие, мысли и творческое воображение, можно писать до бесконечности, ибо жадность Скотта до знаний, преданность шотландской старине и нови, феноменальная память и энциклопедическая начитанность делали сферу его интересов практически безграничной, а то, что попадает в сферу интересов человека, тем самым уже включается в его мир. Дайчес, понятно, не мог охватить все. Автор наиболее обширной и фундаментальной литературной биографии Скотта, насчитывающей 1400 страниц, Эдгар Джонсон и то оставил за рамками исследования ряд материалов, которые могли бы “лечь” в книгу. Дайчес же, писавший совсем в другом жанре, был вынужден отбирать из практически безграничного “мира” Вальтера Скотта самое существенное - вехи родословной; детские увлечения, сохраненные до смерти; поприще правоведа; этапы литературного развития; возведение Абботсфорда; долговременные дружеские и литературные привязанности; обстоятельства банкротства; отношение к политическим конфликтам своего времени. Кое на чем критик останавливается сравнительно подробно. Скажем, на облике шотландской столицы, каким он сложился к рождению будущего писателя и каким - меняющимся и приближающимся к сегодняшней своей панораме - представал перед Скоттом на протяжении его жизни. Или на личности прадеда писателя, тоже Вальтера, по прозвищу “Борода” - истового якобита и властного человека. Или на пейзажах Пограничного края (южный район Шотландии, граничащий с английскими графствами) и красотах Горной Шотландии: и тем, и другим предстояло украсить поэзию и прозу “шотландского чародея”, как именовали его современники. Пограничный край и вовсе был “малой родиной” Скотта - оттуда вели происхождение его предки по отцовской и по материнской линии, принадлежавшие, несомненно, к благородным семействам (о чем их дальний потомок никогда не забывал и не давал забывать другим), однако существовавшие в своем “мире”, несколько отличавшемся от Скоттова. Скотт не без юмора писал и об этом: “.:.до Унии королевств мои предки, подобно другим джентльменам Пограничья, триста лет промышляли убийствами, кражами да разбоем; с воцарения Иакова и до революции подвизались в богохранимом парламентском войске, то есть прикидывались овечками, распевали псалмы и прочее в том же духе; при последних Стюартах преследовали других и сами подвергались гонениям; охотились, пили кларет, учиняли мятежи и дуэли вплоть до времен моего отца и деда”.




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Мир Скотта человека это и мир Скотта писателя, Другие сочинения по зарубежной литературе



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему весна
  2. Мастер и Маргарита сочинение
  3. Сочинение на тему Евгений Онегин
  4. Сочинение про маму
  5. Сочинение моя любимая книга
  6. Образ Хлестакова в комедии ревизор
  7. Сочинение описание природы
  8. Моя будущая профессия сочинение
  9. Сочинение на тему зима
  10. Сочинение на тему зимние каникулы
  11. Сочинение на тему зимний день
  12. Дом моей мечты сочинение
  13. Кладовая солнца сочинение
  14. Сочинение о войне
  15. Сочинение на тему мцыри
  16. Короленко в дурном обществе сочинение
  17. Сочинение левша