А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Пересказ сказки «Иван крестьянский сын и чудо юдо» - сочинение


«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка»,- так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы; в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль. Выборочный пересказ «О подвигах Ивана - крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через калиновый мост не пропустить…» Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно он больше всех других братьев понимает ответственность.

Далее читатели выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических поступках Ивана - крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но, главное, по силе духа, которую дает ему сознание правого справедливого дела защиты родной земли. Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения. Интересен и такой вопрос: каких людей прославляет сказка, а каких порицает? Или: почему три брата покинули родной дом и отправились в опасную дорогу? Как выполнил каждый из них свое обещание биться насмерть с чудищами?

Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом?» и ответ нас, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («…Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали…»)  Чем   страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («…Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить».) Обратим внимание нас, что братья не раздумывая решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать… Снарядили… всех троих сыновей в путь-дорогу».

Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, все верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «…за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал!» После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу.

С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном - крестьянским сыном, как бы отдавая ему дань народного уважения. Читатели не всегда замечают эти будто бы небольшие изменения, Читатель должен их подчеркнуть.

Отвечая на вопросы: «Почему каждый бой становился для Ивана все тяжелее и опаснее? Почему важно было показать, что каждый новый бой становится все тяжелее?», пересказывая эпизоды каждого боя в отдельности, читатели сопоставят поведение чуда-юда и Ивана - крестьянского сына. Наса отмечают, что в отличие от чуда-юда Иван - крестьянский сын не хвалится и врага за похвальбу упрекает; серьезным и справедливым делом считает он бой, речь его пересыпана пословицами, поговорками, которые как бы объединяют его со всем народом, за который он пришел биться с чудом-юдом - врагом родной земли.

 
Анализируя текст по вопросам: «Чем отличается третий бой от первых двух? Как показывается нарастание опасности для Ивана - крестьянского сына?», читатели, должны стремиться показать, как преувеличенно, гиперболически показываются опасности каждого нового боя и как возрастают сила духа, терпение, наблюдательность, смелость, стойкость главного героя, который побеждает врага. «Нелегко было выиграть Ивану - крестьянскому сыну эти три боя, но он все-таки их выиграл, победил чудо-юдо поганое,- говорят все,- потому что он ведь/пришел . насмерть биться, чтобы добрых людей от чуда-юда избавить… Себя он не берег, о себе не думал, говорил: «бей, руби, себя не береги…» Он боролся за справедливое дело». А вот ответ одного читателя на вопрос «Каким предстает Иван - крестьян^ ский сын в последних эпизодах сказки?»: «В последних эпизодах Иван - крестьянский сын не только смелый и мужественный, но и находчивый, смекалистый… Он перехитрил чудо-юдовых жен, целым и невредимым вместе с братьями возвращается домой поле пахать да пшеницу сеять…» Помогая щкольникам раскрыть характер Ивана - крестьянского сына или рассказать о нем, полезно использовать и такое задание: прочитайте пословицы: «Вороне соколом не быть», «Кто скоро помог, тот дважды помог» и др. Какими пословицами мы можем воспользоваться, чтобы охарактеризовать Ивана - крестьянского сына, а какими - людей, похожих на его братьев? Беседа, как и сама сказка, идет на постоянном сопоставлении, вернее, противопоставлении слов и поведения Ивана и чуда-юда в бою и перед боем (скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство и пр.), поведения Ивана и его братьев, их отношения ко всему окружающему. Сами качества при этом нигде не называются, до них читатель должен додуматься, заметить их. Главный герой терпелив, бьется с врагом насмерть, не говорит о победах до поры, сам урезонивает своего хвастливого противника. Его речь спокойна и полна “человеческого достоинства, она изобилует похожими на пословицы краткими изречениями («Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его»), делающими речь героя сильнее и убедительнее, и еще раз подчеркивает его тесную связь с народом, народность его характера. Кроме того, нам представляется чрезвычайно важным выяснить, понимают ли читатели, кто помогает Ивану - крестьянскому сыну в бою, кто вдохновляет его на подвиги. Именно эту мысль, как одну из важнейших, полезно провести через все уроки, посвященные этой сказке. Обратим внимание нас, что трех братьев благословляют на ратные подвиги родители; разоренные, разграбленные села и разговор со старухой наполняют сердца братьев горечью и желанием преградить чуду-юду путь на родную землю, кузнецы спасают братьев от мести змеи, т. е. герой на протяжении всего пути встречает поддержку, которая питает его мужество, вдохновляет на подвиги во имя Родины. Иван действительно предстает сыном своего народа, крестьянским сыном, его частью и честью, его защитником. Отсюда его чудодейственная сила и несгибаемость. Авторы учебника настраивают на включение в работу пословиц, предлагая охарактеризовать Ивана-крестьянского сына и его братьев, используя пословицы: «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Смелый там найдет, где робкий потеряет», «Работа - не медведь, в лес не убежит», «Тому тяжело, кто помнит зло», «Хвастать - не косить, спина не заболит» и т. д. Это важная работа, которая полезна практически при изучении любой темы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Пересказ сказки «Иван крестьянский сын и чудо юдо». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Пересказ сказки «Иван крестьянский сын и чудо юдо»
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Пересказ сказки «Иван крестьянский сын и чудо юдо», Другие сочинения по зарубежной литературе